Что такое цветовые профили и как они работают в графическом дизайне

Субтрактивная цветовая модель

Субтрактивные цвета начинаются с белого. Поэтому, чем больше цветов добавляется, тем темнее они будут. Причина этого заключается в том, что свет поглощается или удаляется для создания различных цветов.

Основной цвет для цветовой модели CMYK – черный (K). Добавление этого цвета помогает нейтрализовать изображения и увеличить плотность тени.

Чернила CMYK не всегда будут иметь тот же цвет, что и исходное изображение. Но существует много комбинаций CMYK, при использовании которых изображение на бумаге выглядит так, как на компьютере в режиме RGB.

Такие программы, как Photoshop, Illustrator и InDesign, предоставляют пресеты CMYK, которые помогают подобрать лучшую комбинацию настроек печати.

LAB

Цветовая модель LAB (CIELAB, «CIE 1976 L*a*b*») вычисляется из пространства CIE XYZ. При разработке Lab преследовалась цель создания цветового пространства, изменение цвета в котором будет более линейным с точки зрения человеческого восприятия (по сравнению с XYZ), то есть с тем, чтобы одинаковое изменение значений координат цвета в разных областях цветового пространства производило одинаковое ощущение изменения цвета.

HEX в RGB
HEX в RGBA
HEX в RGB(%)
HEX в RGBA(%)
HEX в HSL
HEX в HSLA
HEX в CMYK
HEX в HSB/HSV
HEX в XYZ
HEX в LAB
RGB в HEX
RGB в RGBA
RGB в RGB(%)
RGB в RGBA(%)
RGB в HSL
RGB в HSLA
RGB в CMYK
RGB в HSB/HSV
RGB в XYZ
RGB в LAB
RGBA в HEX
RGBA в RGB
RGBA в RGB(%)
RGBA в RGBA(%)
RGBA в HSL
RGBA в HSLA
RGBA в CMYK
RGBA в HSB/HSV
RGBA в XYZ
RGBA в LAB
RGB(%) в HEX
RGB(%) в RGB
RGB(%) в RGBA
RGB(%) в RGBA(%)
RGB(%) в HSL
RGB(%) в HSLA
RGB(%) в CMYK
RGB(%) в HSB/HSV
RGB(%) в XYZ
RGB(%) в LAB
RGBA(%) в HEX
RGBA(%) в RGB
RGBA(%) в RGBA
RGBA(%) в RGB(%)
RGBA(%) в HSL
RGBA(%) в HSLA
RGBA(%) в CMYK
RGBA(%) в HSB/HSV
RGBA(%) в XYZ
RGBA(%) в LAB
HSL в HEX
HSL в RGB
HSL в RGBA
HSL в RGB(%)
HSL в RGBA(%)
HSL в HSLA
HSL в CMYK
HSL в HSB/HSV
HSL в XYZ
HSL в LAB
HSLA в HEX
HSLA в RGB
HSLA в RGBA
HSLA в RGB(%)
HSLA в RGBA(%)
HSLA в HSL
HSLA в CMYK
HSLA в HSB/HSV
HSLA в XYZ
HSLA в LAB
CMYK в HEX
CMYK в RGB
CMYK в RGBA
CMYK в RGB(%)
CMYK в RGBA(%)
CMYK в HSL
CMYK в HSLA
CMYK в HSB/HSV
CMYK в XYZ
CMYK в LAB
HSB/HSV в HEX
HSB/HSV в RGB
HSB/HSV в RGBA
HSB/HSV в RGB(%)
HSB/HSV в RGBA(%)
HSB/HSV в HSL
HSB/HSV в HSLA
HSB/HSV в CMYK
HSB/HSV в XYZ
HSB/HSV в LAB
XYZ в HEX
XYZ в RGB
XYZ в RGBA
XYZ в RGB(%)
XYZ в RGBA(%)
XYZ в HSL
XYZ в HSLA
XYZ в CMYK
XYZ в HSB/HSV
XYZ в LAB
LAB в HEX
LAB в RGB
LAB в RGBA
LAB в RGB(%)
LAB в RGBA(%)
LAB в HSL
LAB в HSLA
LAB в CMYK
LAB в HSB/HSV
LAB в XYZ

LAB

Ну и раз уж мы говорим о цветовых моделях, то я не могу не рассказать о такой мvдели как LAB. Состоит эта модель из трех параметров:

  1. Luminance — освещенность. Градация идет от светлого к тёмному.
  2. Цвет A — гамма цветов от зеленого до пурпурного
  3. Цвет B — гамма цветов от голубого к желтому.

Как видите первые буквы параметров и составляют данную аббревиатуру. То есть данная модель предполагает смешивание двух цветов с определенной степенью освещенности. Чем примечательна эта модель, что она содержит в себе как цвета RGB, так и CMYK, да еще и градации серого, о которых мы говорили выше.

И если модель RGB отображает цвета так, как мы видим его на экране, а CMYK как на бумаге, то модель LAB соответствует человеческому зрению, т.е. как это видит обычный человек.

Модель СМУК

Окращенные несветящиеся объекты поглощают часть спектра белого цвета, падающего на них, и отражают оставшееся излучение. В зависимости от того, в какой области спектра происходит поглощение, объекты отражают разные цвета, определяющие окраску этих объектов. Цвета, которые используют белый цвет, вычитая из него определенные участки спектра, называются  субтрактивными («вычитательными»), поскольку они остаются после вычитания основных аддитивных, а синтез цвета субтрактивным. Для их описания используется модель CMY (Cyan, Magenta, Yellow).  В этой модели основные цвета образуются путем вычитания из белого увета основных аддитивных цветов модели RGB. Понятно, что в таком случае и основных субтрактивных цветов будет три: голубой ( белый минус красный), пурпурный (белый минус зеленый) и желтый (белый минус синий). Эти цвета составляют так называемую полиграфическую триаду печатных красок. При печати с использованием красок этих цветов они поглощают красную, зеленую и синюю зоны спектра белого света и, таким образом, большая часть видимого цветового спектра может быть воспроизведена (репродуцирована) на бумаге при печатании многокрасочного оттиска с использованием трех печатных красок – желтой, пурпурной и голубой.

При смешениях двух субтрактивных составляющих результирующий цвет затемняется (поглощено больше света, положено больше краски), а при смешении всех трех должен получиться черный цвет. При полном отсутствии краски, надо полагать, получится белый цвет (цвет белой бумаги). В итоге получается, что нулевые значения составляющих дают белый цвет, максимальные их значения должны давать черный цвет, их равные значения — оттенки серого, кроме того, имеются чистые субтрактивные цвета и их двойные сочетания. Это означает, что модель, в которой они описываются, аналогична модели RGB. Геометрический образ модели CMYK это тот же «куб», в котором переместилось начало координат.

Однако реальные краски имеют примеси, их цвет не соответствует в точности теоретически рассчитанному голубому, пурпурному и желтому и это является очень важной проблемой. Реальные краски имеют примеси, растворители, связующие и поэтому не могут полностью перекрыть весь видимый цветовой диапазон спектра белого света, а это приводит, в частности, к тому, что смешение трех основных красок, которое должно давать черный цвет, дает какой-то неопределенный темный цвет, точнее темно-коричневый, чем истинно черный цвет

Для компенсации этого недостатка в число основных полиграфических красок была введена черная краска. Именно она добавила последнюю букву в название модели СМУК, хотя и не совсем обычно: C – Cyan; M – Magenta; Y – Yellow и K – Key color (по одной версии) или blacK (по другой версии).

Цветовые модели RGB и CMYK являются дополнительнительными друг к другу, по крайней мере, в первом приближении. Многие приятные для глаза цвета, которые видны на мониторе, не могут быть воспроизведены красками на оттиске.
Следует отметить, что при преобразовании цифрового изображения из модели RGB в CMYK отмечается сдвиг цвета к голубому. Точное значение сдвига зависит от используемых при печатании триад красок и типа бумаги, а также от технологии печати (листовая, рулонная, по сухому или по сырому, если речь идет об офсетной печати).
Таким образом, несмотря на то, что модели RGB и CMYK связаны друг с другом, однако их взаимные переходы (конвертирование) не происходят без потерь, так как цветовой охват у них разный. Снижение этих потерь требует выполнения сложных калибровок всех аппаратных средств и самих изображений.

Количество цветов

Наложение реальных типографских красок CMY

Несмотря на то, что чёрный цвет можно получать смешением в равной пропорции пурпурного, голубого и жёлтого красителей, по ряду причин (чистота цвета, переувлажнение бумаги и др.) такой подход обычно неудовлетворителен. Основные причины использования дополнительного чёрного пигмента таковы:

На практике в силу неидеальности красителей и погрешностей в пропорциях компонентов смешение реальных пурпурного, голубого и жёлтого цветов даёт скорее грязно-коричневый или грязно-серый цвет; триадные краски не дают той глубины и насыщенности, которая достигается использованием настоящего чёрного. Так как чистота и насыщенность чёрного цвета, а также стабильность оттенка нейтральных (серых) областей чрезвычайно важны в печатном процессе, был введён ещё один цвет.

При выводе мелких чёрных деталей изображения или текста без использования чёрного пигмента возрастает риск неприводки (недостаточно точное совпадение точек нанесения) пурпурного, голубого и жёлтого цветов. Увеличение же точности печатающего аппарата требует неадекватных затрат.

Смешение 100 % пурпурного, голубого и жёлтого пигментов в одной точке в случае струйной печати существенно смачивает бумагу, деформирует её и увеличивает время просушки. Аналогичные проблемы с так называемой суммой красок возникают и в офсетной печати. В зависимости от типа материала и технологии печати ограничение по сумме красок может быть ниже 300 % (например, в газетной печати типичное ограничение 260—280 %), что делает технически невозможным синтез насыщенного чёрного из трёх стопроцентных компонентов триады.

Чёрный пигмент (в качестве которого, как правило, используется сажа) существенно дешевле остальных трёх.

Цветовые каналы и гаммы цветов

Устанавливаемое по
умолчанию минимальное число каналов изображения
соответствует количеству базовых цветов в
текущем цветовом режиме. Так, при глубине цвета
True Color по три канала имеют изображения в режимах RGB (каналы красного,
зеленого и синего цветовых компонентов) и LAB (канал яркости, A-канал и
B-канал), тогда как в
режиме CMYK имеются четыре канала (бирюзового,
пурпурного, желтого и черного цветовых
компонентов). Вы можете удалить любой из принятых
по умолчанию каналов, однако при этом цветовой
режим изображения перестанет носить стандартный
характер. Photoshop автоматически преобразует такое
изображение в режим Multichannel
(Многоканальный), что
означает утрату возможности редактировать или
создавать изображения с глубиной цвета True Color.
При этом многие из команд Photoshop оказываются
недоступными для использования. Кроме того, если
после удаления одного из каналов снова вернуться
к режиму RGB или CMYK, то в цветовой гамме
изображения будут отсутствовать удаленные
компоненты.

Понятие цветовой
гаммы
служит для определения диапазона
цветовых оттенков, которые могут реально
присутствовать на изображениях в том или ином
цветовом режиме. Среди цветовых режимов
программы Photoshop с глубиной цвета True Color режим LAB обладает наиболее
широкой гаммой, перекрывающей цветовые
диапазоны как режима RGB,
так и CMYK. Режим RGB занимает второе место по
ширине гаммы, охватывая весь диапазон оттенков,
которые могут отображаться на экране
компьютерного монитора, за исключением чисто
бирюзового и чисто желтого цветов. Наиболее
ограниченной гаммой обладает режим CMYK — вот почему обычно
бывает необходимо просмотреть готовое
изображение в режиме CMYK
перед тем, как приступать к подготовке
цветоделительных клише для многослойной печати.
Если в составе изображения имеются оттенки,
которые «выпадают из гаммы» режима CMYK и поэтому
не могут быть воспроизведены при печати, то в
ходе предварительного просмотра они
изображаются в виде пятен со сплошной однородной
цветовой заливкой. Можно сделать так, чтобы
подобные пятна были отчетливо видны на
изображении, выбрав для заливки этих пятен цвет,
хорошо контрастирующий с преобладающими на
изображении цветами. Для назначения цвета,
которым будут заменяться оттенки, отсутствующие
в гамме CMYK, выберите команду меню File<>Preferences<>Transparency & 
Gamut (Файл<>Установки<>Прозрачность и гамма).
Чтобы выбрать нужный цвет, щелкните на поле
цветового образца в разделе Gamut Warning (Цвет вне гаммы). Появится
стандартное окно диалога Color
Picker (Выбор цвета), с
помощью которого можно выбрать нужный цвет
обычным способом.

Произвести
предварительный просмотр изображения в режиме
CMYK просто — нужно всего лишь выбрать команду
меню View<>CMYK Preview (Вид<>Просмотр в режиме CMYK). Если
ваш компьютер располагает достаточным объемом
оперативной памяти, можно даже выбрать команду View<>New View (Вид<>Новый вид), чтобы открыть
второе окно текущего изображения и использовать
его для просмотра в режиме CMYK.
При сопоставлении этих двух окон будет легко
выявить все участки изображения, окрашенные в
цвета, которые не могут быть воспроизведены при
многослойной печати. Главным достоинством
команды предварительного просмотра является то,
что при этом не происходит утраты никаких
цветовых оттенков изображения-оригинала, так как
не производится реального преобразования
изображения из режима RGB
в режим CMYK.
Просмотр — это только просмотр, а не
переключение режимов.

Если весь
этот разговор о предварительном просмотре
цветовой гаммы изображений, подготавливаемых к
многослойной печати, выглядит несколько
тяжеловато для восприятия, то сейчас у вас будет
повод расслабиться. В процессе переключения из
режима RGB в режим CMYK программа Photoshop
автоматически преобразует любой цвет, лежащий
вне гаммы CMYK, к
ближайшему возможному оттенку. Автоматика
выполняет эту операцию лучше, чем любой из
пользователей, за исключением разве что самых
опытных профессионалов процесса предпечатной
подготовки.

Какой режим нужно использовать?

Многие дизайнеры по-прежнему предпочитают создавать свои проекты сначала в RGB, а затем конвертировать их в CMYK перед отправкой на ​​печать. Это связано с тем, что RGB поддерживает более широкий диапазон цветов.

Еще одним преимуществом является то, что RGB позволяет работать с файлами меньшего размера. А также, что Photoshop, InDesign и Illustrator базируются на RGB и эта модель поддерживается в web.

Но если в отпечатанной продукции важна точность цвета, то лучше использовать CMYK. Проектирование в этом цветовом режиме позволит получить более четкое представление о готовом продукте.

Если используете цифровой принтер, сохраните файл в формате RGB. Это лучший вариант при печати фотографий. Ели у вас есть файл, который нужно распечатать на офсетном полноцветном принтере, то проведите преобразование в CMYK.

Цвета RGB.

Основные цвета RGB, в области представления, могут совмещаться друг с другом, в результате создавая дополнительные: желтый (yellow) – составной из красного с зеленого; пурпурный (magenta или fuchsia) – из красного и синего; голубой (cyan, он же aqua) — из синего и зеленого. Все три цвета вместе воспроизводят белый, а отсутствие освещения – черный.

Оттенки зависят от интенсивности излучения: от 0 (отсутствие света) до 255 (максимальное значение), что в конечном результате дает спектральный выбор из 16 777 216 значений. Однако, несмотря на такое обилие цветов, их воспроизведение в полной мере обусловлено аппаратными возможностями оборудования: различные девайсы имеют разные алгоритмы вычисления входящих данных, а реакция цветовых компонентов (люминофоров или красителей) на отдельные каналы R, G, B полностью зависит от производителя, а зачастую и времени эксплуатации, как пример – “подсевший” экран телевизора или монитора.

Данная модель и её модификации используются во всех современных мультимедийных устройствах, таких как: сканеры, телевизоры, цветные мобильные телефоны, компьютерные мониторы, цифровые фото- и видео-камеры. Программное обеспечение для редактирования изображений и векторной графики предоставляет возможность работы с RGB и инструменты для визуального выбора цвета.

Одним из недостатков RGB считается то, что она не понятна интуитивно. Человеческое сознание определяет цвета оперируя не знаками, а более очевидными для него значениями, такими как тон, оттенок, яркость, светлота, насыщенность, на которых базируются другие модели, такие как HSV и CMYK, также недопустимо в RGB подготавливать макеты к печати для, для этого используется CMYK.

Для перевода значений RGB или конвертации в другие цветовые модели (CMYK, HSV, HSL) можно воспользоваться калькулятором цветов.

HSB или HSV

И напоследок зацепим еще одну модель, которая может вам повстречаться. Данная модель состоит из трёх параметров: Hue (Цветовой тон), Saturation (Насыщенность) и Brightness (Яркость)/Value (значение) цвета. В основе данной модели лежит ранее рассмотрнная RGB, но в отличие от RGB (16 млн цветов), HSB может содержать всего лишь порядка 2,5 миллионов цветов.

Часто такая модель изображается в виде цветового круга и дополнительного вертикального столбика яркости. Может вы где-то встречали? Но кроме этого в разных программах может встречаться разное представление.

В общем на этом свой обзорчик цветовых моделей я завершаю. Сразу вам скажу, что когда мы будем проходить фотошоп, то пользоваться в основном будем моделью RGB. И кстати я вам не зря дал эту информацию, так как скоро мы действительно перейдем к изучению графического редактора Adobe Photoshop. Так что не расслабляйтесь.

Печать дополнительными красками

В связи с тем, что для воспроизведения очень ярких, «ядовитых» цветов цветового охвата CMYK недостаточно, в отдельных случаях используется печать CMYK + дополнительные (SPOT) краски. Дополнительные краски обычно называют Pantone, хотя это не совсем верно (каталог Pantone описывает все цвета, как входящие в CMYK, так и не содержащиеся в нем) — правильно называть такие цвета SPOT (плашечные), в отличие от смесевых, то есть CMYK.

Физически это означает, что вместо четырех печатных секций со стандартными CMYK-цветами используется большее их количество. Если печатных секций всего четыре, организовывается дополнительный прогон, при котором в уже готовое изделие впечатываются дополнительные цвета.

Существуют печатные машины с пятью печатными секциями, поэтому печать всех цветов происходит за один прогон, что, несомненно, улучшает качество приводки цвета в готовом изделии. В случае печати в 4 CMYK-секциях и дополнительным прогоном через печатную машину с плашечными красками цветосовпадение может страдать. Особенно это будет заметно на машинах с менее чем 4 печатными секциями — наверняка не раз вы видели рекламные листовки, где за края, к примеру, красивых ярко-красных букв может немного выступать желтая рамочка, которая есть ни что иное, как желтая краска из раскладки данного красивого красного цвета.

RGBA

С недавних пор современные браузеры научились работать с цветовой моделью RGBA — расширением RGB с поддержкой альфа-канала, который определяет непрозрачность объекта.

Значение цвета RGBA задается в виде: rgba(red, green, blue, alpha). Параметр alpha — это число в диапазоне от 0.0 (полностью прозрачный) до 1.0 (полностью непрозрачный).

  1. h1 { color: rgb(0, 0, 255); } /* синий в обычном RGB */
  2. h2 { color: rgba(0, 0, 255, 1); } /* тот же синий в RGBA, потому как непрозрачность: 100% */
  3. h3 { color: rgba(0, 0, 255, 0.5); } /* непрозрачность: 50% */
  4. h4 { color: rgba(0, 0, 255, .155); } /* непрозрачность: 15.5% */
  5. h5 { color: rgba(0, 0, 255, 0); } /* полностью прозрачный */

RGBA поддерживается в IE9+, Firefox 3+, Chrome, Safari, и в Opera 10+.

Ограничения модели RGB

В теории все выглядит довольно просто, но на практике при применении модели RGB не всегда удается точно передать нужный цвет.

Первая проблема связана с технологией изготовления мониторов. Как уже упоминалось, цвет, воспроизводимый монитором, зависит от типа нанесенного на него люминофора. Но разными производителями используются разные типы люминофора. Кроме того, по мере старения монитора меняются качества люминофора и характеристик электронных прожекторов или светодиодов. Другими словами, на разных мониторах цвета могут немного различаться — наверное, все с этим сталкивались.

Вторая проблема имеет уже не технический характер, она проистекает из ограничений самого метода смешения цветов. Дело в том, что с помощью аддитивного синтеза нельзя получить все цвета видимого спектра. Все, что может монитор — это смешивать красный, зеленый и синий. Если обозначить эти цвета на диаграмме точками, то все множество цветов, которые можно получить их смешением, окажутся внутри получившегося треугольника. И площадь его, как мы видим, гораздо меньше, чем диапазон цветов, которые может различать человек.

RGB

Цветовое пространство RGB (Red, Green, Blue) состоит из всех возможных цветов, которые могут быть получены путём смешивания красного, зелёного, и синего. Эта модель популярна в фотографии, телевидении, и компьютерной графике.

Значения RGB задаются целым числом от 0 до 255. Например, rgb(0,0,255) отображается как синий, так как синий параметр установлен в его самое высокое значение (255), а остальные установлены в 0.

Некоторые приложения (в частности веб-браузеры) поддерживают процентную запись значений RGB (от 0% до 100%).

  1. h1 { color: rgb(255, 0, 0); } /* красный */
  2. h2 { color: rgb(0, 255, 0); } /* зелёный */
  3. h3 { color: rgb(0, 0, 255); } /* синий */
  4. h4 { color: rgb(0%, 0%, 100%); } /* тот же синий, процентная запись */

Цветовые значения RGB поддерживаются во всех основных браузерах.

Система цветопередачи RGB

Этот алгоритм оттенков выстраивается на 3 основных цветах:

  • R (red) – красный;
  • G (green) – зеленый;
  • B (blue) – голубой.

Цвета по этой схеме получаются при смешении с черным. При полном совпадении друг с другом образуют белый цвет. При использовании черного и смешения красного с зеленым получается малиновый, зеленого с голубым – желтый и т. п. Считается, что именно цветовая палитра RGB наиболее насыщенная (имеет более широкий диапазон оттенков) и подходит для печати фотографий, изображений макросъемки. Работающие с графическим редактором, хорошо знают, что при переводе из RGB в цветовую модель CMYK изображение тускнеет.

Однако большинство печатных машин не работают с RGB. Эту цветовую модель используют в струйной печати. То есть RGB применяют при производстве фотографий, а также сублимационной печати на тканях.

Чем профили полезны в работе

Существует множество цветовых профилей, а производители оборудования постоянно создают новые — как для конкретных, так и для абстрактных устройств. Эта технология решает три практических задачи дизайнеров:

Помогает посмотреть на экране с широким цветовым охватом, как будет выглядеть картинка на более слабых устройствах

Это особенно важно для полиграфии. Выбирая разные профили, дизайнер видит на мониторе, как будет меняться картинка в зависимости от возможностей печатной машины и бумаги.
Если внедрить профиль в изображение, он будет сохранять настройки цветопередачи

Можно присвоить картинке профиль с широким диапазоном и перенести её на разные устройства с более узким охватом. Когда изображение будут там просматривать и редактировать, цвета окажутся визуально бледнее. Но если потом вернуть всё на современный экран, цвета снова станут яркими.
Абстрактные профили с широким цветовым охватом в модели RGB бывают полезны для редактирования изображений. Более яркие цвета позволяют лучше рассмотреть детали фотографии и полутона: их используют для цветокоррекции и ретуши.

Производные от CIE XYZ цветовые пространства

Цветовые модели можно классифицировать по их целевой направленности:

  1. L*a*b* — равноконтрастное цветовое пространство, в котором расстояние между цветами соответствует мере ощущения их различия.
  2. Аддитивные модели — где цвет получается путём добавления к черному (Класс RGB).
  3. Субтрактивные модели — получение цвета «вычитанием» краски из белого листа (CMY, CMYK).
  4. Модели для кодирования цветовой информации при сжатии изображений и видео.
  5. Математические модели, полезные для обработки изображения, например HSV.
  6. Модели, где соответствие цветов задаётся таблично (Цветовая модель Пантон (Pantone))

Все модели сводятся к XYZ путём соответствующих математических преобразований. В качестве примеров можно рассмотреть:

  • Цветовая модель sRGB (IEC 61966-2.1), разновидность модели RGB, широко используется в компьютерной индустрии, часто представляет собой цветовую модель «по умолчанию».
  • В телевидении для стандарта PAL применяется цветовая модель YUV, для SÉCAM — модель YDbDr, а для NTSC — модель YIQ. (Следует помнить, что Y в этих моделях вычисляется совершенно по-другому, чем Y в модели XYZ).

Цветовой охват моделей устройств вывода


Охват различных устройств цветовоспроизведения

Диаграмма Yxy используется для иллюстрации характеристик цветового охвата (англ. color gamut) различных устройств воспроизведения цвета — дисплеев и принтеров через соответствующие им цветовые модели.

Как уже было сказано, любой тройке чисел XYZ можно сопоставить конкретные координаты пространства RGB или CMYK. Так, цвет будет соответствовать яркости цветовых каналов или плотности красок. Физическая реализуемость цвета на устройстве накладывает условие неотрицательности координат. Таким образом, только некое подмножество Yxy может быть физически реализовано на устройстве. Эта область называется цветовым охватом устройства.

Конкретная область цветового охвата обычно имеет вид многоугольника, углы которого образованы точками основных, или первичных, цветов. Внутренняя область описывает все цвета, которые способно воспроизвести данное устройство.

На рисунке справа показаны области цветового охвата различных средств цветовоспроизведения:

  • белый контур отражает диапазон фотографической эмульсии различного назначения;
  • красный пунктирный контур — пространство sRGB, приблизительно соответствующее гамме большинства распространённых мониторов, являющиеся, по сути, стандартом представления графики в сети Интернет;
  • чёрный сплошной контур — пространство Adobe RGB, включающее цвета, воспроизводимые на печатных машинах, но с использованием первичных цветов;
  • синий сплошной контур соответствует высококачественной офсетной печати;
  • синий пунктирный контур отражает охват обычного бытового принтера.

Смешение цветов

Посмотрите вот этот выпуск детской передачи «Галилео». Ведущий здесь повторяет опыт Максвелла с цветовым волчком и очень наглядно показывает, как различается смешение цветов от излученного и отраженного света.

Галилео. Эксперимент. Смешение цветовГалилео. Эксперимент. Смешение цветов

В этом опыте показаны два метода смешения цветов: аддитивный и субтрактивный. В цветовой модели RGB используется аддитивный, поэтому сейчас нас интересует именно он.

Аддитивный метод основан на сложении цветов (addition означает «сложение»). Называется он так, потому что цвета получаются путем добавления к черному. Этот метод применяется для получения цветов от излученного света, в частности, в компьютерных мониторах.

Как на бумаге отсутствие цвета есть белый цвет, так на мониторе отсутствие цвета — черный. Цвета здесь получаются смешением трех основных цветов: красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue). Смешение красного и синего дают пурпурный (Magenta), синего и зеленого — голубой (Cyan), зеленого и красного — желтый (Yellow). А смешение всех трех основных цветов — белый.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий