Что такое метафора

Метафора

Рассмотрим строку стихотворения Сергея Есенина (рис. 5).

Рис. 5. Строка стихотворения

Сначала читателю представляется костер, а потом уже рябина. Это происходит из-за уравнивания, отождествления автором двух явлений. В основе лежит сходство гроздьев рябины с огненно-красным костром. Но слова будто, словно, точно не используются потому, что автор не сравнивает рябину с костром, а называет ее костром, это метафора.

Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства.

Метафора, как и сравнение, основана на сходстве, но отличие от сравнения в том, что это происходит без использования особых слов (так, словно, будто).

При изучении мира можно увидеть что-то общее между явлениями, и это отражается в языке. На сходстве предметов и явлений основаны изобразительные средства языка. Благодаря сравнению и метафоре речь становится ярче, выразительнее, можно увидеть словесные картины, которые создают поэты и писатели.

Функции

Зачастую люди используют метафору неосознанно (например, стертую). Каковы же ее функции в сознательном употреблении?

Оценочная

Сопоставление одного и того же предмета с различными явлениями позволяет дать ему совершенно разную оценку. Хорошо работает на выявление этой оценки метод ассоциаций: для одних, например, школа – это тюрьма, для других – большая семья.

Эмоционально-оценочная

Наряду с образностью, говорящий может вызвать у собеседника какие-либо эмоции и, что часто бывает, породить новый образ: Отелившееся небо лижет красного телка. (С. Есенин). Сравнение месяца с новорожденным теленком вызывает нежность, умиление, теплоту.

Номинативная (назывная)

Так, например, действие, обычно называемое одним словом, именуется несколькими: дурачиться – валять дурака, валять Ваньку и т. д. В контекст фразы вводится новый объект, а речь приобретает выразительность.

Познавательная

Позволяет заметить в предмете главное либо открыть новые его стороны: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. (Мф. 5:13).

Я бы еще выделила мнемоническую функцию, вытекающую из предыдущей.

Иногда метафора облегчает понимание и запоминание. Классический школьный пример: Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

О художниках пуантилистах

Published on 24.01.2013, by admin
in Метафоры.

О художниках пуантилистах

В конце прошлого века во Франции художники открыли новый способ создавать удивительные картины. При ближайшем рассмотрении нарисованные ими картины, к удивлению зрителей, оказались сочетанием огромного числа точек разных цветов. Если подойти к картине поближе, то она превращалась в перепутанные цветные точки. Художников, пишущих свои полотна при помощи точек, назвали «пуантилистами» (от французского слова «точка»).

Но если вы захотите рассмотреть картину с некоторого расстояния, беспорядочные мазки превратятся в волшебные образы, оживляющие полотна пуантилистов. Вы увидите чудесные луга и леса, горные долины, водопады и морские просторы. Удивительно, иногда достаточно просто отойти и посмотреть на мир с другой точки, и он поразит вас своим богатством и красотой.

Гусеница

Published on 24.01.2013, by admin
in Метафоры.

 Жила-была гусеница. Целыми днями медленно ползала она по веткам дерева. Но однажды она остановилась и начала вить кокон. Постепенно она обволакивала себя тонкими шелковыми нитями и скоро полностью скрылась из глаз. Внутри кокона было мягко, тепло и темно. Гусеница чувствовала, что с ней что-то происходит.

Прошло некоторое время, и в коконе гусенице стало тесно. Она напрягла свои силы, кокон лопнул, и ее залил яркий солнечный свет. Сначала гусенице стало страшно, что она будет делать теперь без кокона, который согревал и защищал ее? Она взглянула вниз, под ней расстилался огромный луг, полный цветов. Волшебное чувство свободы наполнило ее. Она раскрыла большие разноцветные крылья и полетела. Так гусеница превратилась в бабочку.

Читал геном, много думал…

Образ

Книга, которую пишут, издают и читают.

Научный смысл

Система кодирования наследственной информации живых организмов.

Геном логичнее сравнивать не с книгой, а с компьютерной программой. Все-таки наши гены не просто собирают пыль на полке, как «Война и мир», а постоянно работают согласно заданному алгоритму. Но во времена расцвета генетики компьютеры были еще малоизвестны. К тому же между издательским и генетическим процессами можно найти немало аналогий.

Алфавит: четыре нуклеотида, связанные в цепочки ДНК. Это буквы нашей книги. Они, кстати, буквами и обозначаются: A, T, G, C.

Слова: 64 кодона генетического кода — последовательности по три нуклеотида. Среди этих трехбуквенных слов есть и три слова, обозначающие точку. К словам можно также отнести и управляющие элементы ДНК. Например, промотор — слово, означающее, что в этом месте можно начинать читать очередную фразу.

Фразы: гены, которые кодируют информацию о каком-нибудь белке или нескольких белках.

Текст: вся последовательность ДНК. В ДНК человека, например, около шести миллиардов букв, если считать обе цепочки двойной спирали.

Плагиат: горизонтальный перенос генов.

Издатель: живая клетка.

Печатный станок: ДНК-полимераза. Копирует и размножает ДНК. Печатной формой служит материнская ДНК.

Опечатки: мутации.

Корректор: проверка осуществляется на разных стадиях — к примеру, ошибки в генетическом тексте ищет все та же ДНК-полимераза.

Переводчик: РНК-полимераза. Переводит с языка ДНК отдельные гены на язык РНК. Здесь вместо буквы «Т» появляется буква «U». Фермент проходит по гену от начала до точки в конце и производит копию.

Библиотека: генофонд.

Читатель: рибосома. Сложнейшая молекулярная машина клетки, которая читает один за другим кодоны и выстраивает в соответствии с ними цепочку из аминокислот, — каждому кодону-слову соответствует одна аминокислота. Причем поскольку кодонов 64 (три из которых — точки), а аминокислот всего 20, то появляются синонимы — разные триплеты с одинаковым смыслом, кодирующие одну и ту же аминокислоту.

Так и получается белок, а из него — мы с вами.

Мозаика

Published on 24.01.2013, by admin
in Метафоры.

Когда я был маленьким, мне подарили картинку – мозаику. Знаете, такую картинку, которая состоит из разных кусочков. Но, вытряхнув ее из коробки, я оказался в растерянности. Там было так много маленьких кусочков, что мне совершенно было непонятно с чего начинать.

Кто-то помог мне выявить секрет. Я научился брать один кусочек, дополнять его другим подходящим, пока несколько маленьких кусочков не образовали один побольше. Затем я научился складывать несколько больших кусочков в один еще больший, и так до тех пор, пока не получилась вся картинка. Так, что я вполне понимаю, если вы в этом месте, может быть, почувствуете себя не вполне уверенными. Я надеюсь помочь вам сложить все маленькие кусочки в большие, пока не получится вся картина.

Суп, который нас породил

Образ

Кипящий на плите наваристый бульон, помешиваемый рачительной хозяйкой.

Научный смысл

Жизнь зародилась из раствора относительно простых веществ, содержавшихся в древнейших водоемах.

Налейте воды в большую емкость. Добавьте туда метана, аммиака и солей по вкусу. Подогрейте, не доводя до кипения. Постоянно помешивайте на протяжении миллионов лет. Приправьте электрическими разрядами и космической радиацией. Получившееся блюдо подавать с гарниром из свежей эволюционной теории и молекулярной генетики… Примерно так звучит один из возможных рецептов приготовления жизни на Земле.

Фразу про бульон вбросил в научный язык Александр Опарин. В 1922 году двадцативосьмилетний физиолог растений сделал доклад на собрании Русского ботанического общества, а в 1924-м опубликовал монографию «Происхождение жизни». Где и сравнил водоемы древней Земли с бульоном. Гипотеза Опарина вот в чем: четыре миллиарда лет назад океаны были насыщены неорганическими солями, из которых под действием электрических разрядов, радиации и высокой температуры образовались разнообразные органические молекулы. Раствор этих молекул в воде Опарин и назвал «первичным бульоном». Из него потом «сварились» первые примитивные организмы.

Гипотеза Опарина принесла ему прижизненную славу классика биологии, на его лекции в любой стране мира приходили тысячи людей, его узнавали в лицо на улицах, чествовали нобелевские лауреаты. Сальвадор Дали лично подписывал ему альбом…

К 1924 году, когда Опарин высказал свою гипотезу, биология уже 60 лет была в тупике: теория эволюции Дарвина объясняла очень многое в существовании жизни, но не объясняла первый, главный этап — ее происхождение. Можно было верить в «вечные споры жизни» или в какую-то «воспроизводящую силу», а в доказательство приводить чашки с бульоном, где бактерии заводились как бы сами собой. Но в 1862 году Луи Пастер показал, что никакие бактерии сами не заводятся: их заносит из воздуха. Экспериментировал он, сами понимаете, с бульоном.

Александр Опарин, материалист, дарвинист и энциклопедист, конечно, знал про эти эксперименты, и его бульон — очевидный к ним отсыл.

Объяснения сложных идей

При помощи ассоциаций незнакомой идеи с более привычной вы можете вызвать более глубокое понимание сложных идей и концепций. Скажем, вам нужно объяснить концепцию цикла бизнеса. Вы можете использовать много самых разных слов, определений и много еще чего объяснять десять минут, заставляя аудиторию скучать и недоумевать. Потом вы можете использовать графики и диаграммы, чтобы повысить понимание и заинтересованность.

Или же можете использовать метафору: «Цикл бизнеса — это маятник, качающийся вверх и вниз от пика процветания до экономического упадка и снова к процветанию». Метафора охватывает суть цикла бизнеса таким образом, что слушатель мгновенно связывает его с непрерывным движением взад-вперед. Яркий образ помогает аудитории также понять и запомнить идею.

Теории

Среди других тропов метафора занимает центральное место, так как позволяет создать ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафор может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и т. д.

Согласно классификации, предложенной Н. Д. Арутюновой, метафоры разделяются на

  1. номинативные, состоящие в замене одного дескриптивного значения другим и служащие источником омонимии;
  2. образные метафоры, служащие развитию фигуральных значений и синонимических средств языка;
  3. когнитивные метафоры, возникающие в результате сдвига в сочетаемости предикатных слов (переноса значения) и создающие полисемию;
  4. генерализирующие метафоры (как конечный результат когнитивной метафоры), стирающие в лексическом значении слова границы между логическими порядками и стимулирующие возникновение логической полисемии.

Подробнее рассмотрим метафоры, способствующие созданию образов, или образные.

В широком смысле термин «образ» означает отражение в сознании внешнего мира. В художественном произведении образы — это воплощение мышления автора, его уникальное видение и яркое изображение картины мира. Создание яркого образа основано на использовании сходства между двумя далекими друг от друга предметами, практически на своеобразном контрасте. Чтобы сопоставление предметов или явлений было неожиданным, они должны быть достаточно непохожими друг на друга, и иногда сходство может быть совсем незначительным, незаметным, давая пищу для размышлений, а может отсутствовать вовсе.

Границы и структура образа могут быть практически любыми: образ может передаваться словом, словосочетанием, предложением, сверхфразовым единством, может занимать целую главу или охватывать композицию целого романа.

Однако существуют и другие взгляды на классификацию метафор. К примеру, Дж. Лакофф и М. Джонсон выделяют два типа метафор, рассматриваемых относительно времени и пространства: онтологические, то есть метафоры, позволяющие видеть события, действия, эмоции, идеи и т. д. как некую субстанцию (the mind is an entity, the mind is a fragile thing), и ориентированные, или ориентационные, то есть метафоры, не определяющие один концепт в терминах другого, но организующие всю систему концептов в отношении друг к другу (happy is up, sad is down; conscious is up, unconscious is down).

Джордж Лакофф в своей работе «The Contemporary Theory of Metaphor» говорит о способах создания метафоры и о составе данного средства художественной выразительности. Метафора, по теории Лакоффа, является прозаическим или поэтическим выражением, где слово (или несколько слов), являющееся концептом, используется в непрямом значении, чтобы выразить концепт, подобный данному. Лакофф пишет, что в прозаической или поэтической речи метафора лежит вне языка, в мысли, в воображении, ссылаясь на Майкла Редди, его работу «The Conduit Metaphor», в которой Редди подмечает, что метафора лежит в самом языке, в повседневной речи, а не только в поэзии или прозе. Также Редди утверждает, что «говорящий помещает идеи (объекты) в слова и отправляет их слушающему, который извлекает идеи/объекты из слов». Эта идея находит отражение и в исследовании Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живём». Метафорические понятия системны, «метафора не ограничивается одной лишь сферой языка, то есть сферой слов: сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны. Метафоры как языковые выражения становятся возможны именно потому, что существуют метафоры в понятийной системе человека».

Метафора часто рассматривается как один из способов точного отражения действительности в художественном плане. Однако И. Р. Гальперин говорит, что «это понятие точности весьма относительно. Именно метафора, создающая конкретный образ абстрактного понятия, даёт возможность разного толкования реальных сообщений».

Как только метафора была осознана, вычленена из ряда других языковых явлений и описана, сразу возник вопрос о её двоякой сущности: быть средством языка и поэтической фигурой. Первым, кто противопоставил поэтической метафоре языковую, был Ш. Балли, который показал всеобщую метафоричность языка.

Цветок

Работа горя Доп 1. Метафора ЦветокРабота горя Доп 1. Метафора Цветок

Цветок – многообразный символ, который может нести в себе разные значения и смыслы в зависимости от контекста:

  • Мимолетность бытия
  • Красота
  • Женственность
  • Весна
  • Влюбленность
  • Совершенство
  • Невинность
  • Молодость
  • Потенциальные возможности

Мы будем его применять в качестве метафоры вашего состояния горя после потери и вашей личности в горе.

Цветок (как сложную составную метафору) мы можем разделить на корни, стебель, листья, цветок и окружение. Вы сами для себя можете определить, что значат для вас те или иные его части. Мы не будем подробно изучать и расшифровывать каждый такой элемент цветка. В технике мы будем больше ориентироваться на общее его состояние и здоровье.

Алгоритм техники Цветок

()

  • Отметьте свое текущее проблемное состояние. Можете вспомнить три проблемных ситуации. Оцените себя и свое состояние по 10 баллам.
  • Представьте цветок или растение, символизирующее вас и ваше состояние.
  • Опишите его и отметьте, как в его образе отражены ваши проблемы.
  • Помогите цветку, используя подходящие метафоры изменения.
  • Отметьте окружение цветка и при необходимости оптимизируйте его.
  • Оцените его состояние по 10 баллам.
  • Войдите в цветок и ощутите его здоровье.
  • Передайте образу себя дар от цветка, помогите образу себя.
  • Вернитесь в себя и ощутите изменения.
  • Введите цветок в себя.
  • Оцените свое состояние по 10 баллам.
  • Подумайте о проблемных ситуациях и примените в них изменения. Составьте первые три шага, чтобы воплотить изменения в жизнь.

На этом мы закончили с метафорами и в следующий раз посмотрим, как можно приметить модуль Работа горя на другой теме – теме любовной зависимости и расставаний. До встречи)))

Развитие метафорического интеллекта

Несмотря на то, что мы часто используем метафоры в речи, это не всегда гарантирует развитие метафорического мышления – ведь идиомы мы попросту запоминаем, а не создаем. Для того, чтобы расширить границы фантазии и научиться образному восприятию, возьмите на вооружение эти несложные упражнения.

Называйте предметы другими именами

Мы привыкли называть предметы именами существительными: чашка, табурет, пальто, бутылка, рюкзак. Попробуйте давать им новые имена, выраженные словосочетаниями, в которых не используется само название вещи.

Вместилище утренней бодрости (кофейная чашка);

Мой зимний кокон (пальто);

Твердая оболочка воды (бутылка).

Старайтесь давать предметам причудливые, но при этом понятные прозвища. Можете вовлечь в этот процесс друзей, превратив его в «угадайки»: вы называете придуманное метафорическое название, а друг угадывает, что вы имели в виду.

Объясняйте суть вопроса через ассоциации

Вы можете делать это в общении с друзьями, на работе или просто прокручивать упражнение в голове. Тут уже все зависит от того, насколько окружение готово к восприятию метафор и насколько такие конструкции уместны в тех или иных ситуациях.

«Мне нужно отремонтировать мотоцикл» — «Мне нужно подлечить железного коня».

«Я хотел бы сделать ремонт в квартире» — «Моему жилищу пора освежить имидж».

Ищите метафоры

Предыдущие два упражнения касались создания метафор, это же предполагает обратный процесс. Мы будем расшифровывать уже существующие сравнения в речи. Читая книги, просматривая фильмы и даже просто разговаривая, вдумывайтесь: какие словосочетания являются метафорами, по каким сходным свойствам они были образованы.

В боевиках часто можно услышать: «Я накормлю тебя свинцом!» Это метафора, и все мы прекрасно знаем, что она обозначает – угрозу пристрелить. Но почему накормлю? Потому, что после выстрела свинцовая пуля оказывается в человеке, как и еда после приема пищи.

Применяйте метафоры при запоминании

Это довольно распространенный способ запоминания имен, номеров телефонов и других важных блоков информации, основанный на сравнениях.

Мне не сразу удалось запомнить фамилию одного из моих любимых актеров Бенедикта Камбербэтча. Но в одной из статей на глаза попалась шутка о его фамилии: «Она звучит так, будто кто-то чихнул». С тех пор мне сразу же вспоминается Сова из мультфильма о Винни Пухе, и легендарный диалог:

— …чертополох…

— Будь здорова!

И сразу же всплывает в памяти фамилия актера.

Старайтесь почаще сравнивать новое с тем, что уже есть в вашей голове, и увидите, что информацию запоминать намного проще, чем может показаться.

***

Метафора развивает мышление: отыскивая аналогии, создавая неожиданные образы в разговорной речи, тренируя новые техники восприятия информации через ассоциативные образы, мы делаем свой интеллект более гибким. Если бы мы сравнили свой мозг со спортсменом, то сказали бы, что метафора развивает ловкость и скорость. Мысли и так быстрее света, а если придать им осмысленное ускорение… Охватите открывающиеся перспективы, и вы поймете, сколь огромные ресурсы скрыты в наших мозгах.

Теории

Среди других тропов метафора занимает центральное место, так как позволяет создать ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафор может быть положено сходство самых разных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и так далее.

Согласно классификации, предложенной Н. Д. Арутюновой, метафоры разделяются на

  1. Номинативные, состоящие в замене одного дескриптивного значения другим и служащие источником омонимии.
  2. Образные метафоры, служащие развитию фигуральных значений и синонимических средств языка.
  3. Когнитивные метафоры, возникающие в результате сдвига в сочетаемости предикатных слов (переноса значения) и создающие полисемию.
  4. Генерализирующие метафоры (как конечный результат когнитивной метафоры), стирающие в лексическом значении слова границы между логическими порядками и стимулирующие возникновение логической полисемии.

Мне снилась осень в полусвете стёкол,
Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку к тебе.
Но время шло, и старилось, и глохло,
И, поволокой рамы серебря,
Заря из сада обдавала стёкла
Кровавыми слезами сентября.

Борис Пастернак, 1928

Подробнее рассмотрим метафоры, способствующие созданию образов, или образные.

В широком смысле термин «образ» означает отражение в сознании внешнего мира. В художественном произведении образы — это воплощение мышления автора, его уникальное видение и яркое изображение картины мира. Создание яркого образа основано на использовании сходства между двумя далекими друг от друга предметами, практически на своеобразном контрасте. Чтобы сопоставление предметов или явлений было неожиданным, они должны быть достаточно непохожими друг на друга, и иногда сходство может быть совсем незначительным, незаметным, давая пищу для размышлений, а может отсутствовать вовсе.

Границы и структура образа могут быть практически любыми: образ может передаваться словом, словосочетанием, предложением, сверхфразовым единством, может занимать целую главу или охватывать композицию целого романа.

Однако существуют и другие взгляды на классификацию метафор. К примеру, Дж. Лакофф и М. Джонсон выделяют два типа метафор, рассматриваемых относительно времени и пространства: онтологические, то есть метафоры, позволяющие видеть события, действия, эмоции, идеи и т. д. как некую субстанцию (the mind is an entity, the mind is a fragile thing), и ориентированные, или ориентационные, то есть метафоры, не определяющие один концепт в терминах другого, но организующие всю систему концептов в отношении друг к другу (happy is up, sad is down; conscious is up, unconscious is down).

Джордж Лакофф в своей работе «The Contemporary Theory of Metaphor» говорит о способах создания метафоры и о составе данного средства художественной выразительности. Метафора, по теории Лакоффа, является прозаическим или поэтическим выражением, где слово (или несколько слов), являющееся концептом, используется в непрямом значении, чтобы выразить концепт, подобный данному. Лакофф пишет, что в прозаической или поэтической речи метафора лежит вне языка, в мысли, в воображении, ссылаясь на Майкла Редди, его работу «The Conduit Metaphor», в которой Редди подмечает, что метафора лежит в самом языке, в повседневной речи, а не только в поэзии или прозе. Также Редди утверждает, что «говорящий помещает идеи (объекты) в слова и отправляет их слушающему, который извлекает идеи/объекты из слов». Эта идея находит отражение и в исследовании Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живём». Метафорические понятия системны, «метафора не ограничивается одной лишь сферой языка, то есть сферой слов: сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны. Метафоры как языковые выражения становятся возможны именно потому, что существуют метафоры в понятийной системе человека».

Метафора часто рассматривается как один из способов точного отражения действительности в художественном плане. Однако И. Р. Гальперин говорит, что «это понятие точности весьма относительно. Именно метафора, создающая конкретный образ абстрактного понятия, даёт возможность разного толкования реальных сообщений».

Как только метафора была осознана, вычленена из ряда других языковых явлений и описана, сразу возник вопрос о её двоякой сущности: быть средством языка и поэтической фигурой. Первым, кто противопоставил поэтической метафоре языковую, был Ш. Балли, который показал всеобщую метафоричность языка.

История метафоры

Если углубляться в историю языка, все наши переносные и вторые словарные значения, такие как ручка двери и горлышко бутылки в прошлом были метафорами. Первый произнесший их художник слова, как и его слушатели, осознавал образность фразы. И настолько всем она понравилась, что прочно закрепилась в языке и утвердилась в качестве единственно возможного варианта наименования предмета.

Более того, так образовывалось едва ли не каждое привычное нам слово. Так, выдающийся ученый А. А. Потебня приводит в пример слово окно: когда-то оно образовалось от слова око, т. е. в поэтическом представлении наших предков связывалось с очами дома.

Именно это метафорическое представление о слове (названное Потебней внутренней формой) и закрепилось в русском языке (а также в чешском, польском, словенском, словацком), в отличие, например, от английского window, образованного от wind (ветер). Кстати, в родственном нам болгарском окно звучит как прозорец, что тоже передает идею взгляда.

И сейчас, как во все времена, метафора принимает живое участие в творении повседневной речи, а вместе с ней – и реальности. Ибо, как сказал В. Гумбольдт, мы воспринимаем мир не иначе как сквозь призму языка, на котором говорим. Да-да, язык не только выражает, но и формирует наши понятия. Кому интересно подробнее, почитайте в интернете о языковой картине мира этноса.

Возвращаясь к теме, напомню, что наименования таких знакомых предметов, как компьютерная мышь и значка @ (собака) – тоже метафоры, только стертые, неосознаваемые как образные выражения. Тем более, поэтичность совсем забудется, когда проводные мышки окончательно исчезнут из употребления.

В разные времена метафора может осознаваться по-разному. Может утрачивать, а может приобретать выразительность.

Так, в повторяющейся строчке из гомеровской «Одиссеи»:

Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос… (Перевод В. Жуковского)

для нашего восприятия заря в образе молодой девушки и солнечные лучи в виде ее пальцев определенно метафоричны. Но для древних греков все было иначе. Их божества вначале отождествлялись с природными стихиями, а затем стали антропоморфны (приняли человеческий облик). И эллины верили, что каждое утро сама богиня Эос показывается над горизонтом, а тонкие розовые облачка – ее персты.

Этика и религия

Published on 26.10.2016, by admin
in Метафоры.

Разница между этикой и религией похожа на разницу между водой и чаем. Этика без религиозного содержания является водой, которая жизненно необходима для здоровья и выживания. Этика, смешанная с религией — это чай, питательная и ароматическая смесь воды, чайных листьев, специй, сахара и, в Тибете, ещё щепотки соли.

Но как бы чай ни был приготовлен, основным ингредиентом всегда будет вода. В то время как мы можем обходиться без чая, мы не можем жить без воды. Точно так же, мы рождаемся свободными от религии, но мы не рождаемся свободными от потребности в сострадании.

Далай-лама XIV, Тэнцзин Гьямцхо

Как создать метафору?

Чтобы создать метафорическое выражение, нужно найти у предметов точки сравнения или сопоставления. Вот так всё просто. Например, берём предмет «заря». С чем бы его сравнить? Заря алая, яркая, горит… Сравним-ка мы её с огнём! И получится то, что делали миллионы писателей до нас: «огонь зари», «горит восход», «пожар разгорался на востоке». Действительно, это намного интереснее, чем просто написать «всходило солнце».

Метафора «Горит восход»

Самые длинные слова в русском языке

На самом деле, писатели и поэты тратят часы, чтобы найти удачную метафору: меткую, образную, цельную. Не случайно мы так восхищаемся работами классиков литературы. Например, возьмём известное стихотворение Фета:

Или другое — Лермонтова:

Как видно, в обоих четверостишиях не просто повествуется о каком-то явлении или человеке, а создаётся его объёмный, яркий образ, воплощающий мысль автора, передающий её красочно и художественно.

Метафора «Плакала трава»

Так вот для чего нужны метафоры — для создания образов! Метафорами мы не просто украшаем речь, а создаём картинку для слушателя или читателя. Представьте речь без метафор как карандашный набросок, а обогащённую выразительными средствами — как объёмное изображение, и вы поймёте смысл метафоры.

Что такое метафора?

Метафора – это оборот речи, основанный на схожести явлений. Например, выражение «ты для меня луч света в темном царстве» — типичная метафора. Понятно, что человек не может быть лучом. Здесь использовано свойство луча светить, доставлять радость и счастье. Это свойство перенесено на человека. В этом и кроется корень метафор – в переносе свойств одного явления или предмета на другой.

В английском языке, во многом благодаря Шекспиру, метафоры – явление нередкое. Самая простая схема выглядит так:

Например:

Her home was a prison. – Её дом был тюрьмой. (Понятно, что жила она не в тюрьме, но дом был на тюрьму похож. Иными словами, она жила в одиночестве и заточении).

В этом предложении prison – метафора, и хотя в нём всего 5 слов, мы уже понимаем, что она, вероятнее всего, несчастна, одинока и это не её выбор. Метафора позволяет парой ёмких слов выразить целый мир ощущений и чувств. В этом и кроется её сила и полезность. Давайте посмотрим на другой пример.

George is a sheep. – Джордж – ведомый. (Естественно, Джордж не овечка, а человек. Джордж похож на неё, так как овцы ходят отарой, следуют друг за другом, не думая о личном. Свойства овцы переносятся на Джорджа, т.е. он легко идёт за другими, поддаётся стадному чувству).

В этом предложении sheep – метафора.

Выписать эпитеты, метафоры у Есенина: примеры

Метафоры у Есенина Есенин употребляет разные виды эпитетов, метафор, среди которых присутствуют как музыкальные, так и цветовые, как определяющие возраст, так и описывающие течение времени. Если преподаватель задал на дом выписать эти средства выразительности, то вот несколько примеров:

  • «Отговорила роща золотая».
  • В своей фундаментальной работе «Я покинул родимый дом».
  • Есенин пользуется цветовыми эпитетами: «голубую Русь», «золотою лягушкой луна».
  • Еще в одном из творений: «Не жалею, не зову, не плачу» – «увяданья золотом охваченный», «на розовом коне».
  • «Гой ты, Русь, моя родная». Поэт использует такие звуковые эпитеты, как «веселый пляс», «девичий смех». Это нужно для того, чтобы передать разухабистую атмосферу веселья.
  • Маком влюбленное сердце цветет — «Белая свитка и алый кушак».
  • «И горят снежинки в золотом огне» — «Береза».
  • «Рог золотой выплывает из луны» — «Весенний вечер».
  • «И улыбается небу земля» — «Весенний вечер».

Вывод:

Средства выразительности обязательны как в литературе, так и в разговорной речи. Они обогащают повествование, помогают красиво выразить эмоции и придать рассказу именно ту окраску, которая подразумевается автором.

Надуть Вселенную

Образ

Воздушный шарик с нарисованными звездочками (теоретически может быть заменен презервативом).

Научный смысл

С момента Большого взрыва космическое пространство однородно расширяется в масштабах всей Вселенной, причем последние пять миллиардов лет расширение идет все быстрее и быстрее. Кстати, в 2011 году Нобелевская премия по физике была присуждена именно за доказательство ускоренного расширения Вселенной.

— Теперь, дети, я вам покажу, что происходит с нашей Вселенной…

С этим словами жизнерадостный учитель физики достает из кармана воздушный шарик, после чего просит каждого ученика нарисовать на нем свою личную мегагалактику. Школьники послушно рисуют.

— А сейчас мы его надуем и увидим, как галактики удаляются друг от друга, — этот факт подтверждается эффектом красного смещения Хаббла… — физик выпучивает глаза и пытается втолкнуть воздух из своих легких в дешевый шарик китайского производства.

Наконец у него это получается. Отличницы на первой парте завороженно смотрят, двоечники на галерке рассуждают, а не ткнуть ли шарик иголкой.

— Смотрите, ваши галактики разбегаются. При этом нельзя сказать, где находится центр расширения: шарик-то круглый, все удаляются ото всех. Во Вселенной происходит то же самое, только поверхность шарика двухмерная, а наш мир трехмерный. Давайте я еще сильнее надую… — учитель делает решительный выдох, и шарик громко лопается к ужасу отличниц и радости двоечников.

Урок с шариком — классическая метафора расширения Вселенной. Только лопанье немного не к месту. Конечно, есть гипотеза «Большого разрыва», гласящая, что Вселенная будет все быстрее расширяться и в конце концов разлетится на части вплоть до атомов. Но большинство ученых считают такой сценарий маловероятным.

История про веселого старичка

Published on 26.02.2013, by admin
in Метафоры.

Вспоминаю один реальный случай. Ненастный осенний день 2008 года, иду в воскресенье на рынок закупать продукты, вся семья дома — всех надо кормить, да ещё три раза. Настроение не очень. Совсем серое.

Стою в небольшой очереди за мясом. Передо мной бабулька чего-то выбирает, за ней стоит дедулька и небольшими репликами комментирует выбор бабульки и действия продавщицы. Продавщица Алла улыбается, ей нравится общаться с дедом. Наконец, бабулька расплачивается. Я думаю, что наступил черед деда выбирать. А он что-то ничего не заказывает. Я его спрашиваю.

— Вы заказывать будете? 

В чем ценность метафоры

С помощью метафоры легко донести нужную информацию даже до неподготовленного читателя.

Например, если вы эксперт в какой-то теме и пытаетесь объяснить вашему читателю смысл технологии теми же словами и выражениями, которые используются среди специалистов, то вас просто не поймут.

Или бывает так, что слова понял, смысл не понял. Потому что это скучно. Информация воспринимается как сложная, придется напрягаться, чтобы её усвоить. Вы рискуете прослыть занудой. Человек будет отвлекаться и толком не слушать вас.

Ещё сложнее обстоит дело, когда вам надо донести до человека оттенки смысла давно привычных для него понятий. В это ловушку часто попадаются тренеры личностного роста, успеха, тайм-менеджмента и других “абстрактных” тем.

Читателю кажется, что он уже всё знает про личностный рост и тайм-менеджмент, и ничего нового об этом сказать невозможно. Всё что вы пишете, он воспринимает, как прописные истины и почти не вникает в смысл ваших слов.

Однако, достигнуть успеха у него пока не получается и хронические опоздания показывают, что с тайм-менеджментом дела обстоят тоже не очень гладко

Как достучаться до такого читателя? Как привлечь его внимание?. Вам поможет метафора

Упакуйте в метафору новые смыслы через известные и вы откроете внимание читателя к восприятию новой информации

Вам поможет метафора

Упакуйте в метафору новые смыслы через известные и вы откроете внимание читателя к восприятию новой информации

Вот как это происходит.

Всё, что чрезмерно сложно для восприятия, наш мозг автоматически определяет как “скучное” и старается не уделять этому внимание, если только нет серьезной причины для изучения, например, сессии на носу. Всё простое и известное наш мозг тоже наделяет ярлыком “скучно” и также автоматически не уделяет этому внимания, считая, что пользы для нас в этом нет

Всё простое и известное наш мозг тоже наделяет ярлыком “скучно” и также автоматически не уделяет этому внимания, считая, что пользы для нас в этом нет.

Чтобы вызвать любопытство у людей, надо подавать новое дозированно, и упаковав в яркую метафору. Тогда читателям будет интересно.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий