14 эффективных способов быстро выучить текст наизусть

Практические советы

Научиться пересказывать прочитанное желательно еще до школьного возраста. Но далеко не все взрослые могут легко пересказать текст. Чтобы этот процесс не доставлял трудности, необходимо постоянно практически совершенствоваться. Для этого разбейте работы на этапы.

  • Этап словарной работы. В научном или техническом тексте не всегда все слова знакомы и понятны. Их необходимо выписать и узнать значение. В художественном произведении это можно делать в процессе второго этапа.

  • Этап знакомства с текстом. Определяются части смыслового порядка, выделенные определенной мыслью в научном тексте. В любом случае необходимо отвечать на вопрос «о чем здесь говорится» на протяжении чтения. К концу должен быть составлен план из ключевых моментов. Конспект можно зафиксировать на бумаге.

  • Этап обобщения. Здесь произведение оценивается, делаются выводы, подводятся итоги, вычленяются идеи. Главное – определить впечатление, произведенное текстом. После этого этапа лучше сделать паузу, отвлечься и заняться другими делами.

  • Завершающий этап. Повторное чтение необходимо, чтобы освежить в памяти моменты, которые остались за пределами первого прочтения. После этого нужно пересказать текст, по возможности не заглядывая в первоисточник, пользуясь конспектом.

Чтобы начало пересказа не вызвало затруднений, используйте ассоциации – запомните обстановку, в которой происходило заучивание, сам текст, книгу. В произведении художественного плана можно вспомнить, с кем ассоциировались герои. Размышляя таким образом, подглядывайте в книгу. Есть несколько хитростей, которые способствуют более качественному запоминанию и пересказу:

  • визуализируйте картинку в подробностях, со звуками, ароматами, снимайте в голове кино;

  • проговаривать вслух при первом прочтении не нужно, иначе целостной картинки в голове не сложится;

  • пересказывать легче, если есть человек, который готов вас слушать;

  • читайте как можно больше книг – это расширяет словарный запас и тренирует память;

  • самые сложные моменты перечитайте несколько раз;

  • не используйте электронные носители информации, вычитка печатного текста более продуктивна.

Техники эффективного запоминания

Теперь давайте рассмотрим несколько эффективных мнемотехник.

Ключевые слова

Вам будет проще запомнить большой объем информации, если делать краткие пометки для себя. Разделите информацию на равные блоки, в каждом из них выделите ключевые слова и запишите их. Они будут триггерами, которые запускают ассоциативный ряд и помогают воссоздать данные из памяти.

По такому же принципу удобно конспектировать лекции. Не пытайтесь ухватить все сразу и записать слово в слово – у вас все равно не получится

Слушайте, вдумывайтесь, а самое важное записывайте

Логические цепочки

Знаменитый американский психолог Джон Миллер изучал закономерности работы кратковременной памяти. Он выяснил, что в конкретный момент времени мы можем удерживать в уме 7 объектов (+/- 2). Но как выяснилось, это правило можно легко обойти.

Для этого нужно объединить все объекты какой-то общей концепцией. Мозгу гораздо проще запоминать осмысленную связанную информацию, чем набор разрозненных элементов. Проще всего придумать логичный осмысленный рассказ с ключевыми словами и запомнить его.

Рифмы

Вы, наверное, замечали, что стихи запоминать намного проще, чем прозу. В самой структуре стихотворения есть подсказки (ритм и рифма), которые помогают нам подбирать нужные слова в процессе воспроизведения.

Я до сих пор помню наизусть все глаголы-исключения второго спряжения в русском языке, которые мы учили в третьем классе. А все потому, что наша учительница догадалась их зарифмовать. Получился забавный стишок.

Смотреть, обидеть, видеть.

Держать и ненавидеть.

Зависеть, слышать, гнать.

Вертеть, терпеть, дышать.

Так что если есть такая возможность, рифмуйте то, что вам нужно запомнить. Например, новые иностранные слова, список покупок в магазине.

Аббревиатуры

Этим методом активно пользуется мой папа. Каждый раз перед походом в магазин он пишет список покупок, но не берет его с собой, а составляет из первых букв аббревиатуру. Например, было: масло, сыр, яблоки, конфеты, апельсины, рыба, орехи, молоко. А получилось: МСЯКАРОМ. Благодаря этой системе он всегда знает точное количество продуктов, которые нужно купить, и легко воссоздает их по первым буквам. Метод подойдет для запоминания любых видов списков, а также имен людей в больших компаниях.

Мнемонические фразы

Мнемонические фразы придумывают для запоминания сложно запоминающейся информации. И они отлично работают! Все мы учили цвета радуги по фразе “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Вот еще несколько довольно популярных мнемонических предложений:

  1. “Решил Коля кафтан сшить, будет авось без изъян” – для запоминания самых крупных государств (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия).
  2. “Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт” – для запоминания порядка планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
  3. “Каждому старшекласснику, владеющему фантазией, география и так ясна” – для запоминания стран большой семерки (Канада, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония).

Эффект края

Этот эффект был открыт немецким психологом Германом Эббингаузом. Проводя эксперименты по изучению памяти, он вывел интересную закономерность. Человек лучше всего запоминает начало и конец любой информации.

Хотите проверим? Прочитайте один раз последовательность слов.

Табуретка, крапива, потолок, рыба, дерево, куртка, пчела, зеркало, командировка, шоколад, вдохновение, королева.

А теперь попытайтесь воспроизвести этот список. Держу пари, вы хорошо запомнили слова “табуретка” и “королева”, а что насчет остальных? Наверняка многие слова из середины списка ускользнули от вашей памяти.

Как пользоваться этим эффектом при осознанном запоминании? Разделите информацию на блоки, самые важные и сложные учите в начале и в конце. Остальные распределите в середине. При запоминании больших объемов информации можно чередовать – сегодня учим блоки в одном порядке, завтра меняем их местами.

Ошибайтесь

Очень интересную особенность памяти открыли исследователи из Университетского колледжа в Лондоне. Мы лучше запоминаем то, в чем успели совершить ошибки. Констатация собственного невежества стимулирует память и дает дополнительный заряд мотивации.

В следующий раз, прежде чем начать учить новый материал, устройте себе небольшой тест. Например, выпишите незнакомые иностранные слова и попытайтесь их перевести интуитивно. Естественно, у вас ничего не получится. Зато “негативный” опыт поможет вам впоследствии выучить эти слова в два раза быстрей.

Как быстро выучить большой текст на английском

Исследование калифорнийских ученых показало, что ежедневный объем усваиваемой человеком информации равен 174 прочитанным газетам

И этот «чемодан знаний» надо систематизировать, выбрав только самое важное. Иначе возникает риск перегрузить ненужными сведениями мозг. Как легко выучить английский текст большого объема? На помощь приходят различные методики, которые способствуют эффективному усвоению знаний

При этом вам необходимо четко распланировать время, за которое этот материал переместится в долговременную память и останется там навсегда

Как легко выучить английский текст большого объема? На помощь приходят различные методики, которые способствуют эффективному усвоению знаний. При этом вам необходимо четко распланировать время, за которое этот материал переместится в долговременную память и останется там навсегда.

Методика №1. Раздели текст на 7 и получай удовольствие.

Для человеческой памяти запоминание 7 слов является несложным процессом. Аналогичным образом усваиваются и 7 фраз, даже если они логически не связаны друг с другом. Когда же речь идет о тексте (например, на английском языке), это еще проще. Для начала его нужно прочесть, выделив и поняв основную суть. Потом материал делится на 7 равных частей, каждую из которых необходимо выучить отдельно. Если возникают сложности, нужно дать мозгу отдохнуть, ненадолго переключившись на какое-нибудь иное занятие. Спустя время вернитесь к тексту.

Методика №2. Ключевые слова – основные помощники в запоминании текста.

Теперь в каждой из 7 частей английского текста необходимо выразить основную мысль в 2–5 словах. Они придут на помощь при воспроизведении этой части. На такие ключевые фразы нужно опираться при пересказе. Запомнив эту схему, вы сможете легко выучить английский текст.

Методика №3. «Пакетное» изучение информации – скажи «нет» отвлекающему материалу.

Доктор педагогических наук, профессор Российской академии естественных наук Е.Е. Васильева считает, что информация должна быть четко разделена на «пакеты» или «блоки», каждый из которых не мешает другим. Чтобы выучить английский текст, нужно отвлечься от изучения иных сведений, например, из области биологии или правил дорожного движения. Ваша память должна быть настроена на освоение только одного блока знаний в едином ритме. Выучив один «пакет» информации, сделайте обязательный перерыв, чтобы подготовиться к восприятию нового материала. Оптимальным временем для возвращения к изучению является утро, когда человек чувствует себя отдохнувшим после ночного сна и полным сил и энергии.

Методика №4. Яркие впечатления – помощники в процессе запоминания.

Не только правильный психологический настрой поможет выучить английский текст. Вашему мозгу тоже необходимо поймать нужную «волну». Изучаете английский текст на тему службы гвардейцев Тауэра? Посмотрите соответствующие ролики в Интернете. Найдите параллели между увиденным и содержанием материала. Так вам будет легче постичь суть темы и усвоить необходимую информацию.

Методика №5. Повторение – мать учения, или думаем о времени.

Если человек повторяет усвоенный материал только один раз, уже через 40-60 минут он его практически полностью забудет. Как легко выучить английский текст? Нужно вновь пересказать его через 15 минут после первого повторения и сделать перерыв. Через 6-8 часов — третий повтор. В четвертый раз вернуться к английскому тексту стоит через сутки, а окончательное закрепление нужно сделать через 24 часа. Подобное пятикратное повторение, разнесенное по времени, позволит максимально эффективно выучить английский текст надолго.

Читайте материал по теме: 17 причин, почему важно знать английский язык

Вопросник

Один их самых эффективных способов, который поможет выучить абсолютно любой текст на иностранном языке.

В первую очередь требуется хорошо разобраться с содержанием, несколько раз внимательно с выражением прочитать. Можно попробовать своими словами пересказать смысл отрывка.

Далее составьте список простых вопросов, которые будут подсказывать нужные фрагменты рассказа. Они вписываются последовательно.

К обязательным можно отнести следующие:

1. Кто участвует в сюжете?

2. Где происходят действия?

3. Когда происходят события?

4. Кто и что делает?

5. Как?

6. Почему?

На основе составленного вопросника текст делится на смысловые части. Таким образом быстро фиксируется его суть без упущения важных деталей. При заучивании задавайте себе вопросы. Ответы будут сами собой выводить на нужную последовательность абзацев, формирование диалогов и монологов.

Методика отлично сочетается со схематичным запоминанием.

Методы и советы по развитию памяти

Первым делом, чтобы запомнить текст, нужно его прочесть и понять, что автор хотел донести до читателя. Понимая, о чем говорится в каждом абзаце, запомнить его будет куда легче, чем просто набор слов. Верным способом запоминания также является визуализация прочитанного, то есть создание в своей голове небольшого кино, используя образы данного текста. Правильно выполняя все условия методов, можно быстро запомнить произведение.

При изучении текста стоит организовать вокруг себя спокойную обстановку. Желательно выключить радио, телевизор и уединиться, так как если рядом кто-то будет разговаривать по телефону, вряд ли удастся запомнить теорему или стихотворение.

После, прочитанный текст рекомендуется пересказать кому-либо. Есть утверждение, что когда передаешь информацию другому человеку, ее легче запомнить, а также разобраться в ней.

В некоторых случаях из произведения, которое нужно выучить, стоит выписать некоторые слова, получится что-то вроде шпаргалки, а они, как уже давно доказано, полезны для учебы. Записи позволяют выделить из сочинения главную информацию, при написании работает зрительная память. Также, читая книгу, запоминайте шрифт текста, картинки на страницах.

Если вдруг покажется, что устали, и мозг не воспринимает информацию, отвлекитесь, выпейте кофе, отдохните, а потом с новыми силами приступайте к изучению, предварительно вспомнив уже выученный текст. Зазубривать прозу дома намного легче, чем в другой обстановке, на это уходит меньше времени.

Методы быстрого запоминания

Рассмотрим эффективные способы, позволяющие быстро и надолго запоминать информацию, более подробно.

Записываем, что учим

Первый метод – письменный. Здесь задействуется и зрительная память (так как вы видите слова, которые появляются на бумаге), и мышечная (движения руки, записывающей фразы, тоже откладываются в сознании).

Вначале следует медленно и внимательно прочитать всю информацию и выделить ключевые моменты. Можно читать вслух. Затем нужно взять лист бумаги и переписать текст от руки. Делайте это без спешки

Важно вникать в суть каждого предложения, которое вы пишете

Когда весь материал окажется на бумаге, перескажите то, что вы запомнили. Подглядывать в листок не стоит. Максимум это можно сделать 1-2 раза. Затем снова возьмите чистый лист и запишите на нем то, что удалось вспомнить. Перечитайте то, что вы написали и снова перескажите. Процедуру можно повторить несколько раз.

Графический

Научиться этой технике несложно. Для начала нужно прочитать текст и выделить основные мысли. Затем каждый важный момент следует изобразить графически. Делайте это, как вам удобно. Это может быть реалистичный рисунок, чертеж, набор символов или абстрактное изображение.

Качество рисунка не имеет значения. Главное – чтобы вам было понятно, что изображено на бумаге, и с чем у вас ассоциируется каждый графический элемент. Надписи при этом лучше не делать. Постарайтесь выразить все в образах.

Если изображений получится несколько, их последовательность должна соответствовать ходу основной мысли текста. Можно попробовать объединить все рисунки в один, создав общее графическое описание статьи. Такое ассоциативное изображение надолго останется в памяти.

Можно не сразу начинать рисовать, а сначала прочитать весь текст полностью. Если это не книга, а распечатанные на принтере листы или информация в электронном виде, целесообразно выделять ключевые мысли ярким цветом.

Деление на части

Если объем материала большой, его можно разбить на несколько частей. Каждый отрывок нужно учить отдельно, выбирая любую из описанных выше техник. Можно просто читать вслух и повторять, если для вас этот метод является более удобным. Допустимо делить на части и средние по объему тексты. В таком случае, уделив одному отрывку, например, минуту, весь объем информации вы сможете усвоить за 5 минут.

Постоянное напоминание

Если необходимо выучить текст наизусть, можно использовать интересную методику напоминаний. Такой способ получится использовать, если времени на заучивание материала у вас достаточно. Потребуется уделять этому совсем немного времени в течение дня, занимаясь привычными бытовыми делами, однако результат вас приятно удивит.

В этом случае текст также делится на части. Каждый отрывок пишется от руки или отпечатывается на листке бумаги. Затем эти записки развешиваются по дому. Старайтесь размещать листки в тех местах, где вы бываете или которые видите чаще всего: в ванной, на холодильнике, на зеркале, над кухонной раковиной. Так вы будете возвращаться мыслями к изучаемому тексту во время чистки зубов, мытья посуды и других дел. При этом информация будет надежно закрепляться в сознании.

Использовать ассоциации, отлично подойдет Mind Map

На ассоциациях построено многое в памяти человека. Например, какой-то район города ассоциируется со школьными годами. Почему? В нем находится набор триггеров: беседки во дворах, магазин с вкусным чаем, детская площадка на территории школы. Человек видит отдельные детали, а в голове вырисовывается целостная картина. 

Так же и с ассоциациями. В большом по объему тексте тоже есть детали, которые нужно сложить в канву. Попробуйте при прочтении рисовать в голове картину того, что происходит. Для художественных произведений это работает на 5+. Аналитические статьи, конечно, вообразить труднее, но тоже можно. Главное — замечать детали, не пропускать абзацы. Только так отдельные отрывки из текста соберутся воедино. 

Сегодня популярным методом для запоминания являются ментальные карты — Mind Map. В ней есть четкая иерархия. В центре находится главная тема, от нее отходят подтемы, которые делятся на пункты, подпункты и короткие тезисы. 

Как создать эффективную ментальную карту?

Возьмите чистый лист, положите его горизонтально. Затем прочтите от начала до конца весь текст

Зачем это? Так вы в голове выделите основные моменты, поймете, на что обращать внимание. Вернемся к листу бумаги

В центре запишите тему текста. От нее проведите стрелки к второстепенным моментам. Теперь работаем над каждым пунктом отдельно. Пропишите важные тезисы. 

Более наглядно ментальная карта показана на иллюстрации. Если вам по душе составлять план на компьютере, воспользуйтесь онлайн-сервисами. Они помогают быстро и точно создавать ментальные карты. Принцип остается такой же: от большего к меньшему. 

Мнемонические ассоциации

Мнемотехника творчески подходит к вопросу о том, как запоминать иностранные слова и заносить их в долгосрочную память. Согласно данному методу, к каждому иностранному слову необходимо придумать созвучное русское, которое будет ассоциироваться с зарубежным оригиналом. Затем звуковая ассоциация и перевод совмещаются в какой-либо фразе или истории, которые необходимо запомнить. Алгоритм повторения выглядит следующим образом:

  • Иностранное слово.
  • Созвучная ассоциация на русском языке.
  • Фраза или история.
  • Перевод.

В рамках методики алгоритм для каждого слова проговаривается 4 раза в сутки в течение двух дней. Результатом становится исключение из алгоритма стадий «ассоциация» и «история, фраза» и перемещение пары «иностранное слово — перевод» в участок мозга, отвечающий за долгосрочную память.

Первоначально в нее попадает история, перевод же задерживается в быстрой памяти всего на 30 минут. В дальнейшем при одном взгляде на слово в памяти всплывет звуковая ассоциация, с ней вспомнится фраза, а затем из фразы извлекается перевод. Алгоритм будет работать и в обратном направлении: перевод помогает мозгу вспомнить фразу, а из нее или истории извлекается звуковая аналогия, которая напоминает об исходном иностранном слове. Таким образом, методика мнемонических ассоциаций показывает, как эффективно запоминать иностранные слова, оставляя их в памяти на длительный срок.

В качестве примера можно привести английское слово puddle, в переводе на русский язык означающее «лужа». Звуковой ассоциацией для него будет русское «падал», а в качестве фразы подойдет: «Никита много раз падал в лужу». Алгоритм повторения слова будет выглядеть следующим образом:

  • Puddle (исходное иностранное слово).
  • Падал (звуковая ассоциация).
  • Никита много раз падал в лужу (фраза или история, содержащая созвучную ассоциацию и перевод).
  • Лужа (перевод).

Используя метод мнемонических ассоциаций, чтобы легко запомнить иностранные слова, не обязательно придумывать созвучия и примеры фраз самостоятельно. В настоящее время существует большое число информационных ресурсов, предлагающих уже готовые алгоритмы для запоминания иностранных слов и словосочетаний.

Сочиняйте истории

Изучающие английский часто жалуются, что новых слов слишком много и их трудно запомнить. Есть один прием, который можно использовать, чтобы быстро выучить слова. Сочините любую, пусть даже нелепую историю, в которой задействованы все слова по английскому. Представьте ее в деталях.

Мы легко запоминаем истории, особенно странные, если можем воссоздать их в своем воображении. Не стесняйтесь сочетать слова забавными и несуразными способами. Допустим, вам нужно запомнить следующие 20 английских слов:

shoes, piano, tree, pencil, bird, bus, books, driver, dog, pizza, flower, door, TV set, spoons, chair, jump, dance, throw, computer, stone

(туфли, фортепиано, дерево, карандаш, птица, автобус, книги, водитель, собака, пицца, цветок, дверь, телевизор, ложки, кресло, прыгать, танцевать, бросать, компьютер, камень)

Вы можете сочинить из них вот такую невероятную историю:

There is a piano wearing shoes and sitting in a tree. The tree is strange because someone has stuck a giant pencil through it. On the pencil a bird is sitting and watching a bus full of people reading books.

Even the driver is reading a book which is bad because he isn’t paying attention to driving. So, he hits a dog that is eating a pizza in the middle of the road and kills it. The driver digs a hole and buries the dog in it and then puts a flower on it.

He notices that there is a door in the dog’s grave and opens it. Inside he can see a TV set with 2 spoons for antennas on top of it. No-one is watching the TV set because they are all watching the chair. Why? – Because the chair is jumping and dancing and throwing stones at the computer.

Фортепиано сидит на дереве в туфлях. Дерево выглядит странно, потому что кто-то пронзил его огромным карандашом. На карандаше сидит птица и смотрит на автобус, полный людей, читающих книги.

Даже водитель читает книгу, что плохо, потому что он не обращает внимания на дорогу. Поэтому он насмерть сбивает собаку, которая ела пиццу посреди дороги. Водитель роет яму и хоронит собаку, а затем кладет сверху цветок.

Он замечает, что в собачьей могиле есть дверь и открывает ее. Внутри он видит телевизор с двумя ложками сверху, которые выполняют роль антенн. Никто не смотрит телевизор, потому что все смотрят на кресло. Почему? Потому что кресло прыгает, танцует и бросает камни в компьютер. 

Попробуйте. Вы сами удивитесь!

Онлайн-тренажеры для развития навыков запоминания

Напоследок я решила поделиться с вами сервисами для тренировки памяти. Их великое множество на просторах сети, новичок может запросто растеряться.

Викиум

Нам с вами в рамках работы над улучшением памяти будет интересен курс Мнемотехники. За 15 уроков вы освоите несколько эффективных методик запоминания, потренируетесь на специальных тренажерах и закрепите изученный материал на тестировании. Навыки, полученные на курсе, помогут вам запоминать до 100 объектов за час, держать в уме все пароли, легко учить иностранные языки и многое другое.

Битрейника

Расскажу про мои любимые:

  1. Нумизмат – игра для развития быстроты и точности памяти. Вам нужно будет запоминать и сравнивать монеты разного номинала из разных стран.
  2. Звукварь – задание аналогичное предыдущему, только сравнивать вам придется не монеты, а различные звуки. Слуховую память тоже нужно тренировать.
  3. Фразоскоп – помимо быстроты памяти, данная игра также поможет вам развить скорость чтения. На экране вы увидите строку, в которой некоторые слова откроются лишь на время. Ваша задача – заметить их и записать.

BrainApps

Сервис BrainApps – просто кладезь материалов по развитию мозга. Здесь есть тренажеры (аж целых 52 штуки!), развивающие курсы, интересные тесты, задачки, а также блог с научно-популярными статьями.

Потренируйтесь на тренажерах, пройдите Курс для развития памяти. На нем вы научитесь не только эффективно запоминать информацию, но и сохранять ее в памяти надолго.

4Brain

На платформе 4Brain, в отличие от трех предыдущих, нет никаких тренажеров. Зато там есть огромный выбор курсов – как платных, так и бесплатных. И целая куча умных статей и полезных книг.

Начните с курса Развитие памяти: уроки запоминания – он бесплатный и доступен даже без регистрации. На нем вы узнаете об устройстве памяти, освоите несколько техник и научитесь применять их на практике.

Если понравится, можете пройти продвинутый платный курс Мнемотехники. На нем много практики и хорошо структурированная нескучная теория.

Если вам нравится формат онлайн-курсов, можете заглянуть в нашу подборку курсов по улучшению памяти. Там вы точно найдете подходящий вариант.

Как быстро выучить английский текст

Для запоминания лучше всего подходит дневное время суток. В эти часы мозг еще не перегружен большим объемом информации, поэтому любые знания усваивает достаточно легко. Основная задача состоит в переносе сведений в нужный отдел памяти.

Для начала необходимо прочесть английский текст, поняв, в чем его основная суть. Если заучивать слова без понимания содержания, конечный результат может оказаться не таким, как вы ожидаете.

Человеческая память гораздо легче усваивает материал, который логически разделен на части. Запоминаются также начало и конец текста, выделенные фрагменты. Поэтому рекомендуется разделить английский текст на абзацы из 3-4 строк. Если требуется выучить список слов, его тоже необходимо поделить на группы.

Тем, у кого в большей степени развита зрительная память, на помощь придет визуализация страницы. Для тех, у кого лучше развита слуховая память, подойдет аудиозапись с четким озвучиванием. Чтобы выучить английский текст как можно лучше, такую запись следует прослушать не один десяток раз.

Задействуйте еще один вид памяти и перепишите английский текст от руки

Уделяйте внимание четкому и понятному написанию. При этом работает еще и зрительная память, а также слуховая, которая подключается тогда, когда при переписывании слова произносятся про себя или вслух. Слова, написанные с ошибками, исправлениями или неровным почерком, запоминаются одними из первых

Вам даже не придется прилагать особого труда для их заучивания. Во время переписывания можно выучить до 30 % английского текста

Слова, написанные с ошибками, исправлениями или неровным почерком, запоминаются одними из первых. Вам даже не придется прилагать особого труда для их заучивания. Во время переписывания можно выучить до 30 % английского текста.

Привлеките на помощь ассоциативное мышление, «привязав» к переведенным на русский язык английским словам картинку-ассоциацию. Если с этим словом связана история из вашей жизни, запомнить его будет в разы легче.

После того, как вы выучите английский текст, следует дать мозгу передышку, отвлекшись на другое занятие.

Чтобы в будущем избежать стресса при возникновении необходимости запомнить новый объем информации, стоит придерживаться нескольких простых рекомендаций:

  1. Регулярно тренируйте память, изучая небольшие несложные тексты в течение 10-20 минут. В дальнейшем объем осваиваемой информации можно постепенно увеличивать, выбирая более сложный и более масштабный материал.

  2. Подобное заучивание улучшает речь, избавляя ее от ошибок.

  3. Изучайте научно-популярную литературу, развивая собственную эрудицию. На помощь придут темы, с которыми вы ранее не сталкивались, документальные фильмы, соответствующие телепередачи и интернет-каналы. На основе каждого подобного «урока» составьте собственный материал и перескажите его друзьям. Эти тренировки помогут при заучивании информации на иностранном языке, если ее перевод затруднен, а в самом тексте есть много слов узкой направленности.

Не игнорируйте собственное мнение по разным вопросам. Во время изучения той или иной темы постарайтесь представить, как бы вы действовали в этой ситуации. Обсудите данные вопросы с эрудитами: во время такого живого диалога вы сможете выучить что-то новое, способствуя развитию собственной памяти. Вскоре вы ощутите положительный эффект такого общения, когда даже самые большие и сложные тексты будут легко запоминаться.

Читайте материал по теме: Лучшие способы выучить английский язык

Перечитать внимательно текст и выписать ключевые моменты

Перед вами художественное произведение, лекция или презентации. Для начала разбейте длинный текст на короткие части. Они по объему могут быть от одного абзаца до страницы. Если текст короткий — разделите его на 1-2 абзаца. 

Далее прочитайте каждую часть текста, вдумайтесь в смысл написанного. Тут начинаем делать заметки. Удобнее всего писать план по пунктам 1, 2, 3… Изложите главную мысль абзаца в пункт плана. Затем идем дальше, выписывая каждый пункт. В итоге получится тезисный конспект. Он поможет сориентироваться в тексте, понять, что за чем идет. 

Совет: факты, особенно важные моменты вписывайте подпунктами к основным тезисам. Это поможет мозгу быстро сориентироваться в большом объеме информации, провести логическую цепочку. 

Узнай как развить феноменальную память!
Бесплатный мастер-класс от рекордсмена Книги рекордов Украины и России. Только сегодня книга «Ставь цели» в подарок!

Забрать подарок

Легко запоминаем сложные аккорды – по универсальной схеме

Если вы не очень часто используете сложные аккорды с надстройками в аккомпанементе, то двух аппликатур с основным звуком на 6-ой и 5-ой струне будет вполне достаточно.

Для более углублённого изучения вариант – освоить пять основных аппликатур в позициях каждого аккорда с надстройками.

А есть ещё и другой метод – как легко выучить сложные аккорды для гитары по универсальной схеме.

Но сразу оговоримся, что для его применения нужна определённая подготовка, навыки:

  • знание всех интервалов: от примы до октавы, а также составные интервалы (нона, ундецима, терцдецима);
  • строение аккордов (простых и сложных);
  • обозначение сложных аккордов по буквенно-цифровой системе.

Итак, суть метода.

В основе – аппликатура обычного мажорного аккорда. Например, баррэ в форме E. Его звуки в сетке обозначены жирными точками (цифры в кружках ступени мажорного аккорда – 1 (тоника), 3 (большая терция), и 5 (квинта) ). Это своего рода каркас для построения сложных аккордов.

А точки поменьше – расположение остальных ступеней-надстроек относительно основной аппликатуры. Возле каждой точки обозначение – какая именно это надстройка. Для некоторых звуков в скобках указан второй вариант обозначения. Например, «9» – если нонаккорд (9-ая ступень добавляется к септаккорду) или «sus2» – если задержанный аккорд (эта нота в аппликатуре вместо 3-ей ступени, терции).

Универсальная схема даёт наглядное представление о расположении надстроек в позиции применительно к конкретной аппликатуре. При помощи неё легко построить аппликатуру с добавлением какой-либо надстройки, или нескольких надстроек. Другими словами, вы просто «перестраиваете», изменяете основной аккорд. И можно не заучивать отдельно сетки каждого сложного аккорда в позиции.

Разберём несколько примеров применения – будем выбирать аппликатуру для конкретных аккордов по универсальной схеме.

A7 (ля мажор септаккорд):

Выше рассмотренную схему размещаем относительно основного звука ля на 5-ом ладу.

  • выбираем тонику (1) на 6-ой струне;
  • септиму (7) – на 4-ой струне;
  • мажорную терцию (3) на 3-ей струне и квинту (5) на 2-ой струне – из основного аккорда схемы.

И получаем A7 вот в такой аппликатуре:

Ещё пример. Возьмём посложнее аккорд – A13.(слева – выбранные звуки аккорда по схеме, а справа – уже аппликатура необходимого аккорда)

  • Тоника (1) без изменений – на 6-ой струне.
  • Септима (7) – на 5-ой.
  • Терция (3) – на 3-ей.
  • Терцдецима – на 2-ой.
  • Квинту (5) не используем, чтобы упростить аппликатуру.

Am7 (ля минор септаккорд):

Мажорную аппликатуру перестраиваем в минорную:

  •  Большую терцию (3) заменяем на малую b3.
  • Тоника (1), септима (7) и квинта (5) также на 5-ом ладу.

Если выучить универсальную схему на память, можно сидя с гитарой буквально за 5 минут самостоятельно отыскать аппликатуру нужного заковыристого аккорда. Без таблиц, справочников и прочих шпаргалок. Ещё преимущество – по схеме можно проверить, правильно ли взяли аппликатуру аккорда с надстройками. На тот случай если сомневаетесь, или подзабыли постановку пальцев.

Универсальную схему можно составить на основе любого стандартного аккорда. Рисуете сетку. Добавляете в неё звуки основной аппликатуры (допустим баррэ D на 5-ом ладу, в форме A). Обозначаете близлежащие вокруг аппликатуры звуки – т.е. добавляемые ступени и альтерированные основные ступени. А потом по готовой схеме уже можно экспериментировать с аппликатурами, строить сложные аккорды.

На этом завершаем. Плодотворных, эффективный занятий! Не забывайте подкреплять изученные методы музыкальной теорией и исполнительской практикой.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий