Концентрация и устойчивость внимания

Советы по улучшению концентрации внимания

1. Нужно настроить себя на то, что изучаемый материал обязательно пригодится в будущем, т.е. мотивировать себя. Можно придумать парочку примеров, где владение данной информацией станет большим преимуществом.

2. Делайте процесс изучения материала более эмоциональным, более ярким и увлекательным для себя. Это можно делать, находя для себя интересные и даже захватывающие факты в материале, творчески подходить к оформлению лекций, поощряя себя за достижение очередной цели. Это тоже своего рода мотивация, только внешняя, направленная не на сам предмет изучения, а на положительные эмоции, с ним связанные.

3. Часто во время работы или учебы мы не можем сосредоточиться из-за шума, разговоров, звуков с улицы. К сосредоточенной работе вне зависимости от внешних раздражителей себя можно приучить. Попробуйте читать книгу при включенной музыке или телевизоре, учить стихотворение в каком-нибудь шумном, людном месте. Уже через пару тренировок вы заметите, насколько легче вам стало не обращать внимания на посторонние звуки.

4. Выполняйте в один момент времени только одно занятие.Не пытайтесь сделать всё и сразу. Выполняя сразу несколько дел, мы не только перегружаем наш мозг, но и не концентрируемся на каждом из этих дел по-настоящему. Если вы ждете от каждого дела продуктивные результаты, сначала сделайте одно дело, затем другое.

5. Как уже было сказано выше, концентрация внимания очень тесно связана с памятью. Сейчас существуют тысячи игр и упражнений на развитие памяти. Совершенствуйте её, это вам очень сильно поможет во всех видах деятельности.

6. Ведите здоровый образ жизни. Как ни странно, но это относится и к концентрации внимания. Если организму не хватает питательных веществ и сна, то вы будете чувствовать себя утомленным, и ни о какой сосредоточенности и речи быть не может. Контролируйте свое питание, обеспечивайте поступление в организм всех необходимых витаминов и минералов, ешьте много фруктов и овощей и высыпайтесь.  

Что такое управление вниманием?

Когда мы говорим о нашем внимании, то здесь работают два фактора. Представьте игру в баскетбол, где есть защита и нападение

Что касается защиты, то мы собираемся защитить наше внимание. Это означает, что мы будем работать над тем, чтобы не терять концентрацию и уменьшать количество переключений, которые происходят изо дня в день

Что касается атакующей стороны внимания, то мы хотим ее развивать, хотим улучшить и совершенствовать нашу способность сохранять концентрацию в течение более длительных периодов времени, а также сосредоточиться на самых главных для нас вещах.

Мы выделили пять областей, в которых мы собираемся защитить себя и тем самым расширить свое внимание:

Цифровое пространство, куда входят телефоны, компьютеры, все, что подает звуковой сигнал, гудит или имеет светящийся экран. Физическое пространство, которое имеет отношение к вашему физическому рабочему пространству

Разум
Насколько хорошо вы можете сосредоточить внимание на самом важном. Время, то есть то, как целенаправленно планировать дела в вашем календаре
Отношения

Как выстроить правильный подход к прерываниям на других людей.

Ваш разум

Ваш разум – невероятно мощный инструмент. По сути, все, что вы делаете, зависит от вашего ума. Но что, если каждый раз, когда вы пытаетесь работать, вас постоянно что-то прерывает? Например, вы работаете над проектом, и вам в голову приходят новые идеи. Они могут быть продуктивными, если вы используете их в нужное время.

У вас должна быть система, как все организовать, и она может заключаться в следующем:

  1. Собирайте все идеи, которые возникают у вас в голове, так как они все имеют ценность.
  2. Подготовьте точку сбора для своих мыслей. В физическом пространстве у нас был почтовый ящик, но здесь хорошо подойдет блокнот. Когда идеи приходят вам в голову, вы немедленно собираете их и помещаете в это пространство.
  3. Когда вы обрабатываете записанные идеи, вы задаете себе вопрос: связана ли эта идея с тем, что для меня сейчас наиболее ценно, или она отвлекает? Мы хотим действовать только в отношении наиболее ценных вещей, потому что, как вы помните, концентрация – это стратегическое распределение наших ресурсов на то, что является наиболее ценным.
  4. Если идея напрямую связана с тем, что является наиболее ценным, мы ее обрабатываем. Здесь мы также используем систему обработки «Какой? Когда и Где?». Если идея не имеет в данный момент для нас ценности, то мы ее не обрабатываем, а добавляем в список «Возможно». Список возможных вариантов – это хранилище всех этих замечательных идей, с которыми вы можете что-то делать или оставить на потом.
  5. Запланируйте напоминание раз в два месяца возвращаться к списку «Возможно». В это время вы просматриваете список в поисках идей. Имеет ли что-то ценность в данный момент? Если нет, то оставьте ее там.

Таким образом, вы можете запечатлеть все прекрасные идеи, которые у вас есть, но не позволять им отвлекать вас от самого ценного. Помните, что вы можете делать все, что захотите. Только не все одновременно.

Вы когда-нибудь замечали, что ваши мысли просто бесконтрольно бегают в вашей голове? Возможно, у вас есть много полезных идей, а может, это просто отвлекающие мелочи. Или, что еще хуже, это деструктивные мысли, которые негативно влияют на вас.

Чтобы этого не происходило, мы можем создать таблицу под названием «Да, Нет, Возможно». Идея состоит в том, что мы собираемся сознательно принимать решения сейчас, которые подготовят нас на подсознательном уровне к будущему, когда эти мысли появятся.

ДА

Мысли, которые пропускаем в нашу жизнь

НЕТ

Мысли, которые мы не пропускаем в нашу жизнь

ВОЗМОЖНО

Вероятно, что эти мысли стоит пропустить

Примеры: Мысли и идеи, связанные с вашей текущей карьерой или бизнесом, образованием, счастьем и т.д.

Примеры: Отвлекающие от карьеры идеи, негативные мысли о своих возможностях, гнев.

Примеры: Отдаленные идеи о карьере, обратная связь от людей, рассуждения о нас самих.

В первом столбце «Да» мы хотим перечислить полезные идеи и мысли, которые мы хотим впустить в нашу жизнь. Это могут быть идеи, связанные с вашей текущей карьерой или бизнесом, или инновациями, касающиеся того, как вы можете что-то улучшить в своем отделе. Это также могут быть мысли о благодарности другим людям.

В столбце «Нет» мы хотим перечислить мысли, которые мы не хотим пропускать в нашу жизнь. Это могут быть мысли, отвлекающие от вашей текущей карьеры, или бизнес-идеи, которые выходят за рамки возможного. Это, может быть, негативный разговор с самим собой или даже гнев.

В столбце «Возможно» будут мысли, которые мы можем пропустить в жизнь. Это могут быть мелочи вроде: «Кто этот актер? Где я их раньше видел?» или это могут быть идеи, связанные с нашей карьерой. Это может быть даже обратная связь от других людей или рассуждения о нас самих.

Затем, разместите этот список на видном месте. Со временем вы можете его дополнять. Этот простой инструмент поможет подготовить ваш разум и создать мысленный фильтр, который поможет вам оставаться сосредоточенным.

Если концентрация направлена на то, чтобы сфокусировать ваше внимание на том, что является наиболее ценным, тогда самый важный вопрос, на который вы должны ответить – что для вас является наиболее ценным? Ответ на это зависит от вас. Задумайтесь на минутку о ключевых словах, когда речь идет о веб-сайтах

Веб-сайты часто концентрируются на ключевых словах, чтобы привлечь нужный трафик для своего бизнеса. Вы также хотите иметь свои личные ключевые слова, заранее определив, что для вас наиболее ценно, а что просто отвлекает

Задумайтесь на минутку о ключевых словах, когда речь идет о веб-сайтах. Веб-сайты часто концентрируются на ключевых словах, чтобы привлечь нужный трафик для своего бизнеса. Вы также хотите иметь свои личные ключевые слова, заранее определив, что для вас наиболее ценно, а что просто отвлекает.

Что такое внимание?

Внимание – это избирательная направленность нашего сознания на конкретный объект, сосредоточенность человека на каком-то предмете. Внимание бывает непроизвольным и произвольным

Непроизвольное (пассивное) внимание возникает вне зависимости от сознания человека, если какой-то объект является слишком сильным раздражителем (громким, резким, неожиданным) или соответствует интересам и побуждениям человека. Чтобы улучшить концентрацию внимания и повысить работоспособность, нужно развивать произвольное внимание. Оно по своей природе намного сложнее, чем пассивное, т.к. к нему должны прикладываться волевые усилия человека.

Приёмы и методики, используемые для развития памяти ребёнка с ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) у ребёнка – это приостанавление скорости формирования психики, выражающееся в неудовлетворительном количестве знаний, доминировании игровых интересов, стремительному пресыщению при умственной работе.

Одна из главных причин сложностей в обучении и проблем с успеваемостью у детей 7–9 лет с ЗПР – снижение памяти. Дети с ЗПР недостаточно хорошо запоминают условия задачи или тексты. Совершенствование памяти у учеников первого – второго класса заключается в вырабатывании способов запоминания информации. Без работы педагога класса эти способы сформируются бессознательно, что приведёт к трудностям с учёбой после перехода в 5–6 класс и у подростков.

Лучшие приёмы тренировки памяти у учащихся младших классов с ЗПР – преподносить задания в игровой форме.

Упражнение 1

Запоминание и воссоздание зрительных образов.

  • Попросить ребёнка изобразить автомобиль. Вначале рисунок будет простым, со временем его нужно усложнять дополнительными деталями (зеркала, фары и т. п.).
  • Дать задание нарисовать радость, печаль и любой другой непредметный образ.
  • Дать ребёнку рассмотреть рисунок в течение 30 секунд, затем он должен нарисовать его по памяти.

Упражнение 2

  • Предложить ребёнку список слов и попросить разбить его на группы по какому-нибудь признаку.
  • Попросить сочинить историю, объединяющую слова группы.

Упражнение 3

Дать ребёнку пары слов, абсолютно не связанные между собой, попросить сочинить из них предложение, связывающее их. Например, «собака – чай» и «Собака не пьёт чай».

Все упражнения для детей с ЗПР строятся на необходимости развития ассоциативного мышления, которое обуславливает хорошую память. Дети с ЗПР отличаются инертностью и не эмоциональностью, пассивны, не проявляют активной вовлечённости в действия с игрушками или предметами.

Для коррекции отставания у дошколят с ЗПР используются специальные факультативные курсы, приёмы и методики, обеспечивающие подготовку к школе.

Упражнения на развитие внимания в повседневной жизни

Предлагаем вам эффективные упражнения на развитие внимания, которые не займут много времени. Выполнять их легко каждый день, в перерывах между делами.

Картина в деталях. Найдите в интернете и распечатайте незнакомую вам картинку. Желательно, чтобы на ней не присутствовало одинаковых элементов. 5 секунд смотрите на нее, а потом переверните, вспомните и озвучьте те детали картинки, которые вам запомнились. Нормой считается запоминание 5–9 деталей, если вы вспомнили меньше, то вы невнимательны, больше – у вас развитая концентрация внимания.
Включите телевизор, а рядом с ним поставьте часы со стрелками. На протяжении двух минут концентрируйтесь только на секундной стрелке, стараясь не отвлекаться на телевизор.
Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Теперь начинайте обеими руками одновременно чертить на бумаге геометрические фигуры

Важно: правой и левой рукой рисовать нужно разные фигуры. Когда у вас это получится, то поставьте таймер на минуту и рисуйте фигуры на скорость. Средний результат – от 5 до 10 фигур, удовлетворительный результат – от 10 до 12.
Действуйте по схеме предыдущего задания, но используйте не фигуры, а цифры.

  • Выберите любой предмет из окружающей вас обстановки. Пять минут внимательно рассматривайте его. Закройте глаза, мысленно воспроизведите детали, которые вам удалось запомнить. Открыв глаза, посмотрите на него и определите, какие детали вы забыли. Снова закройте глаза и вспомните детали. Повторяйте упражнение до тех пор, пока у вас не получится мысленно воспроизвести полное описание предмета.
  • Предмет из предыдущего упражнения спрячьте. Теперь возьмите карандаш и постарайтесь воспроизвести этот образ на бумаге.
  • Лежа в постели перед сном, вспомните лица людей, которых вы сегодня встречали. Проанализируйте слова и жесты.
  • Бросьте мимолетный взгляд на страницу с текстом. Попробуйте воспроизвести максимум информации со страницы.
  • Расставьте перед собой пять предметов. Накройте накидкой. Резко снимите накидку и 10 секунд запоминайте предметы. Снова накройте предметы, возьмите лист бумаги и опишите каждый предмет в деталях. Постепенно увеличивайте количество предметов.
  • Войдите в комнату, в которой вас еще не было. Быстро осмотрите обстановку и выйдите обратно. Все, что вы успели заметить, опишите на бумаге, позже сравнив написанное и оригинал.
  • Когда идете по привычному для вас маршруту, запоминайте каждый предмет или явление на своем пути. Потом изложите наблюдения на бумаге, подробно описав каждый предмет.

Для чего тренировать сценическую внимательность

Знаменитый режиссер Станиславский считал, что хорошим оратором или актером становятся только при условии полной концентрации внимания на образе. При этом речь идет и о физической, и о психологической стороне личности

Важно при условии присутствия публики, наблюдающей за вами, сконцентрироваться на другом – том, что вам предстоит сыграть или донести

Тяжело тренировать навык сценического внимания, но упражнения подходят для людей, которые хотят сделать жизнь ярче и насыщеннее, а не только для актеров. В отличие от внимания в жизни, внимательность на сцене – это исключительно фантазия в области акта, в котором находится актер.

Ваше время

20-30 лет назад тайм-менеджмент заключался в максимальном использовании нашего времени. Люди хотели, чтобы каждая минута была наполнена чем-то значимым. Однако в 21 веке наша проблема совсем другая. Мы занимаемся рекультивацией времени и защитой концентрации. Это означает, что если у вас полностью заполненный график, где занята каждая минута, вы будете постоянно испытывать недостаток внимания.

Вы спросите, почему так? Потому что в наши дни нас постоянно все отвлекает. Несмотря на все наши усилия, прерывания являются частью повседневной жизни каждого человека. Это означает, что вместо того, чтобы выполнять наше расписание, мы фактически хотим создать буферную зону. Буферная зона позволяет нам реагировать на прерывания и выполнять все, что мы намеревались сделать в этот день.

Первым шагом к созданию буфера является переоценка времени на определенные действия. Чаще всего, мы тратим на 50% больше времени на выполнение работы, чем планировали. Это значит, что если вы думаете, что какое-то действие займет у вас час, вам нужно запланировать на него 90 минут.

Однако, если вы находитесь в ситуации, когда вас постоянно отвлекают, или если вам трудно оценить, сколько времени займет работа, вы можете завысить оценку на 100%. Это означает, что если вы думаете, что что-то займет у вас 30 минут, вы планируете час.

Второй шаг к созданию буферного пространства в вашем расписании – это планировать небольшие перерывы. Мы рекомендуем около 10 минут на каждый час, который вы запланировали. Это значит, что если у вас есть два часа на работу, то вы делаете 20-минутный перерыв.

На самом деле за этим стоит немного науки. Большинство людей лучше всего учатся за 90 минут, а затем требуется 20-минутный перерыв. Оставив буферное пространство в своем расписании, вам будет легче сохранять сосредоточенность, и вы будете готовы ко всему, что встретится на вашем пути.

Вы были бы удивлены, если узнали, что сверх трудолюбие на самом деле создает недостаток внимания. Когда люди работают по 10 часов в день, они отвлекаются на множество мелочей. С другой стороны, если вы ограничите часы своей работы, это фактически заставит вас быть более сосредоточенным.

Подумайте о своем рабочем дне как о гонке. В гонках есть четкая линия старта и финиша. А значит и ваш рабочий день должен иметь четкое время начала и окончания. Это создает четкую границу, в которой вы знаете, что должны работать максимально продуктивно и сосредоточенно.

Попробуйте для начала сократить рабочее время на один час, если вам позволяют обстоятельства, конечно

Здесь важно то, что вы создаете ограничение в своем расписании. А ограничение создает структуру

И эта структура создает границы вашего дня, что очень важно для сохранения концентрации.

Советы по развитию внимательности

Чтобы увеличить продуктивность своих действий, соблюдайте такие рекомендации:

Ставьте перед собой одну цель, а после достижения осваивайте следующую

Помните, что нельзя одновременно делать задания на развитие нескольких этапов сценического внимания.
Давайте себе время для отдыха, когда вы не задумаетесь о повышении внимания.
Старайтесь не рассеивать внимание на окружающих, лучше сосредоточьтесь и углубитесь в изучение одного явления или процесса, по крайней мере на начальных этапах.. Следуя этим рекомендациям и добросовестно выполняя задания, вы в короткие сроки добьетесь достаточного уровня внимания

Следуя этим рекомендациям и добросовестно выполняя задания, вы в короткие сроки добьетесь достаточного уровня внимания.

Техники работы со вниманием. Ольга Найденова / Серия 29 / Арканум ТВТехники работы со вниманием. Ольга Найденова / Серия 29 / Арканум ТВ

Развитие сценической внимательности

Развитие сценической внимательности проходит в четыре этапа, каждый из которых закрепляется упражнениями. Первый этап заключается в отстранении от всех окружающих факторов, в сосредоточении всех органов чувств на конкретном процессе. Чтобы проработать это умение, нужно:

Найти несколько фотографий с людьми

Важно, чтобы каждый человек принимал разную позу. Повторить эти позы.
Прислушайтесь к звукам на улице

Постарайтесь в своем воображении нарисовать картину того, что там происходит.
Суньте руку в карман и найдите несколько монет. Не доставая их, определите, к какому достоянию они относятся.
Каждый день учитесь различать запахи цветов.

Станиславский говорил: «В нашем деле важно внутреннее внимание, потому что большая часть жизни артиста на сцене, в процессе творчества, протекает в плоскости творческой мечты и вымысла, придуманных предлагаемых обстоятельств». Это значит, что важно уметь концентрироваться на нереальных, выдуманных объектах. Сценическое внимание вырабатывается на этом этапе так:

Сценическое внимание вырабатывается на этом этапе так:

  • Вспомните дорогу, по которой вы ходили раньше, но уже не пользуйтесь ею сейчас. Детально опишите партнеру каждый элемент пути. Если партнер смог составить правдоподобный план по рассказу, упражнение удалось.
  • Также опишите квартиру, в которой вы жили раньше, свою школу или дом родственников в деревне.

Третий этап состоит в умении быстро переключаться между несколькими объектами или процессами. Развивайте этот навык так:

  • Возьмите коробку спичек и доставайте по одной спичке, при этом вслух рассказывая стихотворение;
  • Попросите партнера написать вам 10 легких математических примеров. Решите примеры, одновременно разговаривая с партнером.

Освоение последнего этапа развивает внимательность артиста в жизни:

Пройдитесь по дороге, которую вы хорошо помните. Проследите, как изменилась улица

Найдите как можно больше деталей.
Когда идете на работу или по делам, обращайте внимание на людей. Замечайте и запоминайте их лица, стрижки, одежду, стиль, типажи.

При выполнении упражнений на внимание помните, что важно не переусердствовать, чтобы не сбиться с поставленной цели

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий