Как развивать внимательность и усидчивость у вашего ребенка

Как улучшить концентрацию внимания

Способность фокусироваться на проблеме, как правило, зависит от трех основных факторов:

  1. Окружение: удобство, отсутствие раздражителей, предметы обстановки;
  2. Питание: достаточное количество воды, обязательно завтрак, прогулки (насыщение мозга кислородом);
  3. Образ мышления: фокусирование только на одном деле, расстановка приоритетов, чередование простых и сложных задач.

Существует множество приемов и методик, позволяющих добиться прекрасных результатов в повышении способности концентрироваться. Испробуйте несколько, чтобы выбрать самую эффективную в вашем случае.

Наблюдайте за собой

Самый начальный этап — проведение анализа своего поведения.

Когда вы не можете решить какую-либо задачу, попробуйте «выйти из себя» и понаблюдать со стороны за своими действиями: часто взгляд стороннего человека может увидеть то, что нам самим не видно.

БАДы для улучшения памяти и работы мозга
Фенотропил для улучшения памяти
Брейн Бустер для усиления вашей памяти

мешают вам сосредоточиться

Если вам тяжело сделать это сразу, выберите человека, который достиг высоких результатов в определенной области, и постарайтесь проанализировать и перенять его приемы.

Соберитесь с мыслями

Реально оцените свои возможности и степень желания решить проблему. После этого постарайтесь найти оптимальные пути осуществления своих замыслов и начинайте действовать.

Планируйте

А это уже немалый стимул для реализации замыслов. Постарайтесь составить план как можно более подробно, с детализацией задач и этапов. Важным пунктом является также указание временных рамок. Ведь наш мозг привык экономить ресурсы и будет всеми силами сопротивляться повышению нагрузки.

Однако если временные рамки ограничены, то для ощущения «все идет как надо» вы будете вынуждены их придерживаться. Чаще заглядывайте в свой план — это поможет держать в голове поставленную задачу.

Не переутомляйтесь

Стараясь решить свою проблему, внимательно следите за нагрузками: даже обладатели железного здоровья не в силах эффективно заниматься умственной работой 24 часа в сутки. Поэтому расставьте приоритеты и планируйте только такой объем, который сможете выполнить без ущерба для здоровья и качества поставленной задачи.

Если вы решите, что способны на большее, постепенно повышайте нагрузки, однако это решение должно быть обоснованным.

Проверьте, сколько заданий вы запланировали и сколько успешно выполнили. Если показатели не совпадают, следует снизить нагрузку.

Высыпайтесь

Методики развития внимания предусматривают такие способы, как полная концентрация на поставленной задаче и минимальное отвлечение на посторонние факторы. Иногда это влечет за собой переутомление и плохое самочувствие.

Делайте паузы

Смена рода занятий дает отдых мозгу, после которого его способность к концентрации повышается. Делайте короткие перерывы (5-15 минут) через определенные промежутки времени. Используйте их для прогулок, принятия душа или коротких разговоров, гимнастики для тела или глаз — главное, чтобы ваш мозг получил передышку.

Устанавливайте цели

Важная составляющая при решении любой задачи — определение цели. Если такая цель определена, то для ее реализации достаточно разбить путь на этапы и решать задачу постепенно (при долговременной задаче). Когда же усилия прикладываются бессистемно, то происходит распыление энергетических ресурсов, а цель так и остается нереализованной.

Проводите время на природе

Если вы не знаете, как улучшить внимательность во время интенсивной работы, просто выйдите на пешую прогулку — причем постарайтесь это сделать в парке или сквере, а не на городских улицах, где полно сторонних раздражителей. Вы восстановите свой «умственный резервуар» и попутно насытите его кислородом.

Делайте упражнения на внимание

Таких упражнений придумано множество, самые простые из них:

  • Рассмотрите какой-нибудь предмет из своего окружения, а затем, закрыв глаза, постарайтесь описать все детали, которые запомнили. Во второй раз попробуйте запомнить больше мелочей. Хороший результат — 9 деталей с первого раза;
  • Максимальной концентрации на одном предмете (или образе) можно добиться, рассматривая этот предмет или думая о нем в течение 5 минут. Отвлекаться на посторонние мысли нельзя, а при достижении результата следует постепенно увеличивать время концентрации.

Упражнения повышенной сложности позволят ускорить процесс развития концентрации:

Правой и левой рукой попробуйте рисовать разные фигуры одновременно. Например, круги и треугольники. У фигур должна быть максимально сохранена форма. Если получится нарисовать более 5 фигур за минуту, то результат прекрасный.

Практики для улучшения

Существует множество различных техник, с помощью которых можно избавиться от невнимательности. Особенно эффективны приёмы, способные организовать сосредоточенность субъекта на деталях. При подсчёте предметов одного вида рекомендуют сконцентрироваться на их количестве от 4 до 10. Например, постарайтесь запомнить 4 элемента одежды у любого прохожего, попытайтесь создать логическую цепочку

Перед сном восстановите в памяти то, на чём фокусировали своё внимание днём. Попробуйте считать проезжающие мимо автомобили определённого цвета или вести одновременный подсчёт тополей и берёз, встречающихся по пути домой

В таблице Шульте хаотично разбросаны цифры. Их следует найти и мысленно расположить в нужной последовательности: от 1 до 25. Концентрация внимания на необходимых числах и вычленение их тренируют мозг. На выполнение задания надо затрачивать не более 4 минут. Можно усложнять задачу расстановкой по порядку цифр разных размеров и расцветки. Можно найти иллюстрации с большим количеством чисел.

Привлечь внимание к деталям могут задания, рассчитанные на сравнение двух картинок, отличающихся друг от друга незначительными элементами. При поиске отличий работа мозга нацелена на обнаружение едва различимых деталей

Таким способом тренируются внимательность и наблюдательность. Рисование по клеточкам и графические диктанты сводятся к изображению повторяющихся элементов узора.

Во время выполнения упражнения на восприятие цветового спектра в таблице Струпа требуется произносить вслух не написанное слово, а его расцветку. Трудность состоит в том, что слово «жёлтый» может быть написано красным цветом, а «зелёный» иметь синий тон. Это сбивает с толку

Преодоление подобного диссонанса способствует улучшению способности фокусировать своё внимание

Большое значение в развитии внимательности имеют различные игры, так как в них всегда присутствуют определённые правила и действия, которые требуют сосредоточенности и наблюдательности. Игры в шашки и шахматы способствуют ещё и развитию интеллекта. Старинная забава «Чёрный с белым не берите, да и нет не говорите» предполагает вопросы, провоцирующие на ответ с запретным словом. Игроку необходимо отвечать быстро и в то же время вдумчиво.

Игры «Морской бой», «Проведи жучка» развивают сосредоточенность и концентрацию внимания у детей и взрослых. Хорошо тренирует наблюдательность игра «Мемори». Нужно запомнить лежащие на столе предметы. Затем какой-то человек отворачивается. Его напарник в это время убирает одну вещь. Повернувшись, игрок должен назвать исчезнувший предмет.

Специально для детей разработана методика «Волшебные квадраты», целью которой является развитие внимания у школьников. Она представляет собой модификацию головоломки «судоку». На начальном этапе ребёнок должен найти по одной цифре в окошке, затем надо отыскать по 1–2, потом – 2–3 и до тех пор, пока сумма чисел в каждой строке, столбце и на обеих диагоналях не станет одинакова.

Интересные упражнения

Чтобы развивать внимательность ребенка 8-10 лет, можно также воспользоваться специальными упражнениями.

Описание по памяти главного героя сказки, которую недавно прочитали.
Нахождение всех отличий на двух похожих картинках. Для школьного возраста нужны яркие рисунки с обилием мелких деталей. Ребенок учится концентрироваться на нескольких вещах одновременно.
Чтение слов задом наперед. Казалось бы, примитивное занятие, но это отличный тренажер для зрительной памяти.
Разгадывание кроссвордов. Ребенок начинает проявлять больше усидчивости. Решая занимательные задания, малыш тренирует свою память. Мозг настраивается на будущее решение более сложных задач.
Упражнение «Найди цвет». Суть — правильно назвать цвета, которыми написаны слова. Ребенок сосредотачивается на цвете шифра, а не на слове. Вся сложность в том, что они не соответствуют друг другу. Например, слово «зеленый» написано красным цветом, «фиолетовый» — черным.
В общем перечни букв или цифр необходимо отыскать только какие-то определенные. Можно воспользоваться таблицами Шульте

Смотря на них, ребенок должен отыскать все числа по порядку, при этом как можно скорее переключая свое внимание.
Повторение упражнений за взрослым.
Игра в слова. Взрослый называет слово на определенную тематику

Ребенок его повторяет и добавляет свое. Так постепенно выстраивается длинная словесная цепочка. Задача игроков — не оборвать ее как можно дольше. Например: яблоко-банан-виноград-апельсин… (тема «Фрукты»).
Срисовывание по клеточкам. Ребенку предлагают нарисовать фигуру, согласно образцу. Она может состоять как из разомкнутых фигур, так и из замкнутых. В ходе выполнения развивается не только концентрация внимания, но и мелкая моторика.

Концентрируйтесь на одной задаче

Очень много людей пытаются одновременно делать несколько дел, но так не бывает

Вы просто переключаете свое внимание, но в любом случае оно будет поверхностным, учитывая то, что для максимального погружения человека в рабочий процесс требуется минимум 15 минут

Вред мультизадачности научно доказан. Так, проводились исследования, в ходе которых установлено, что разговор по телефону или с пассажиром во время управления автомобилем увеличивает вероятность аварии. Впрочем, это очевидно. Так почему же мы отвлекаемся, когда делаем другие дела?

Одна из главных причин – скука. Если дело неинтересное, то нам хочется его сделать более веселым

Но внимание от этого страдает, а также мы отучаем себя концентрироваться на скучных делах. Именно поэтому можем, например, во время важных, но скучных деловых переговоров просто перестать слушать партнера и пролететь с выгодной сделкой на миллионы долларов. Просто никому не хочется иметь дела с человеком, который не вникает в их мысли

Просто никому не хочется иметь дела с человеком, который не вникает в их мысли.

Очень полезно для концентрации заранее продумать, что вы будете делать и четко следовать этому плану. Еще одна из причин, по которой мы невнимательны, – субъективное ощущение сложности задания. Значительно легче сосредоточиться на простых задачах. Потому нам нужно любое сложное дело разбить на огромное количество простых и в каждую единицу времени быть сосредоточенным именно на простом задании.

Эта же техника поможет преодолеть лень и начать заниматься тем, чем не хочется

Сила воли и способность произвольно управлять своим вниманием – это одно и то же. Например, не хочется писать диплом. Если вы даже за него сядете, то заметите, что очень быстро ваши глаза направятся в сторону социальных сетей

Ничего удивительного, поскольку вы не свели трудную по вашему мнению задачу к простым действиям

Если вы даже за него сядете, то заметите, что очень быстро ваши глаза направятся в сторону социальных сетей. Ничего удивительного, поскольку вы не свели трудную по вашему мнению задачу к простым действиям.

Впрочем, не нужно расписывать дело до мелочей. Это слишком затратная задача в интеллектуальном плане. Просто задавайте себе вопрос: «Какое самое элементарное действие я могу выполнить прямо сейчас, которое может продвинуть меня к цели». И задавайте этот вопрос себе почаще, поскольку так вы сосредотачиваетесь на конкретном простом действии.

Со временем скучных дел у вас не будет. Знаете поговорку: «Аппетит приходит во время еды»? Главное – начать совершать маленькие, элементарные шаги, которые не требуют волевых усилий. А потом увлечетесь.

Можно совместить этот совет с предыдущим. В качестве примера приведем тот же диплом. Ваши действия по улучшению концентрации будут следующими:

Думаете: «Что можно сделать самое простое, чтобы написать диплом»? Вам приходит идея в голову, например, что наиболее просто включить компьютер.
Нажали на кнопку включения компьютера, сели. Здесь можно сделать паузу для того, чтобы привести мысли в порядок. Это рекомендуется сделать, даже если все и так нормально. Иногда это может быть только иллюзией.
Каждый раз, когда чувствуете, что мысли начинают путаться, делаете небольшую паузу

Только внимание, ничего во время этого перерыва не делаем. Просто даем мозгу переварить ту информацию, которая ему поступила во время написания диплома.
После перерыва опять задаетесь вопросом: «Что можно сделать самое простое?». Через некоторое время такой стиль работы станет автоматическим

Через некоторое время такой стиль работы станет автоматическим

Только здесь важно соблюдать правило: «Или работаем, или ничего не делаем». Отдых нужен для более эффективной работы, а не для поощрения лени, помним о приоритетах. Еще одна техника, близкая к этой

Если не хочется садиться работать, то самым простым действием будет ничего не делать абсолютно. Вот действительно попробуйте усилием воли запретить себе заниматься чем-либо, кроме праздного лежания. Уже в ближайшее время вам надоест это, и заставить себя сосредоточенно работать будет намного проще

Еще одна техника, близкая к этой. Если не хочется садиться работать, то самым простым действием будет ничего не делать абсолютно. Вот действительно попробуйте усилием воли запретить себе заниматься чем-либо, кроме праздного лежания. Уже в ближайшее время вам надоест это, и заставить себя сосредоточенно работать будет намного проще.

Как мы запоминаем информацию и почему забываем ее

С научной точки зрения память – это процесс получения, хранения и воспроизведения информации. В ходе запоминания какой-либо информации наш мозг сначала получает ее, потом кодирует и отправляет на хранение, чтобы воспроизвести в момент, когда эти данные будут необходимы. Замечаете сходство с компьютерами? Ведь они записывают, хранят и воспроизводят информацию точно по такому же алгоритму. Только вот машины способны воспроизводить данные наверняка (если процессор работает корректно), а люди нет. Почему так происходит? Почему мы забываем то, что заучиваем и отчаянно стараемся запомнить?

Наш мозг – не компьютер, и многие из происходящих в нем процессов до сих пор не изучены на 100%. Существует ряд гипотез, которые пытаются объяснить феномен «забывчивости». Здесь речь идет о забывании того, что мы смогли «записать» в свой мозг, то есть запомнить. Самая популярная – теория извлечения. По ней забывание – это не всегда утрата информации из памяти. Просто отсутствуют стимулы и эффекты, позволяющие извлечь данные. Соответственно вспоминание зависит от ключей – это может быть запах, звук, образ и многое другое.

Стадии динамики внимательности

В психологии принято считать, что все процессы, происходящие в уме человека, имеют низкую и высокую значимость

Внимание тоже имеет свои уровни. Низший уровень – это непроизвольное внимание (непосредственное), а высший уровень – произвольное сосредоточение

Советский психолог Л. С. Выготский считал, что развитие сосредоточения непосредственно связано и с развитием поведенческой деятельности. Внимание развивается по такой схеме: от непосредственного к более серьезному, то есть идет переходная деятельность от непроизвольного внимания к произвольному.

При этом внимание развивается по разным направлениям неодинаково. Здесь все зависит от выбранной деятельности (учеба, профессиональные навыки и т

д.). Из этого же высказывания можно сделать вывод: внимание может развиваться естественным образом.

Существует прямое и навязанное развитие внимания. У этих двух факторов есть как общие черты, так и раздельные. В этом вопросе все объясняется просто

Естественное внимание развивается по мере развития мозга человека. Происходит постепенное накопление опыта, знаний и умений

Данный вид интеллектуальной деятельности – очень долгий процесс, поэтому он считается наиболее устойчивым. Когда внимание развивается неестественным (ускоренным) образом, то такой процесс является менее устойчивым, так как при его осуществлении требуется закрепление полученных знаний. Ускоренная деятельность по развитию внимания осуществляется при помощи различных упражнений.

Для процесса навязанного развития интеллекта человеку требуется меньше времени. Однако все упражнения и специальные занятия должны обязательно подкрепляться жизненным опытом. Когда эти два фактора начнут работать вместе, тогда осуществление развития внимания станет успешным занятием. Нужно учесть, что процесс развития внимания, в том числе и у маленького ребенка, было бы невозможно осуществить без речевых навыков, без подражания поведению других людей и без хороших умственных способностей.

Учтите: специалисты начали изучать процесс развития внимания относительно недавно

Раньше многие ученые были уверены, что развивать внимание у детей не стоит. И только в XX веке были получены первые разработки по развитию внимания у детей и взрослых

Большой вклад в развитие вышеуказанного процесса внес известный психолог Л. Выготский, который после разработки стратегии развития общей теории о познавательных процессах человека начал изучать вышеприведенную проблему.

Стало понятно, что процесс развития произвольного внимания у детей начинает идти хорошо только тогда, когда ребенок начинает заниматься познавательной и учебной деятельностью. Особенно хорошо такой процесс развивается, когда ребенок идет в школу и приступает к занятиям по разным предметам.

К 10 годам процесс сосредоточения вызывают эмоционально-нейтральные раздражители, и он приобретает более качественный характер. А в 12-14 лет у детей начинается переходный период (перестройка организма), который снижает характеристики внимательности. Из-за переходного периода у ребенка наступает быстрая утомляемость при осуществлении интеллектуальной деятельности. Все это происходит из-за снижения коркового контроля. К концу подросткового возраста все налаживается. Л. С. Выготский определил время, когда происходят определенные этапы коррекции внимания:

1-й этап – это управление сознанием ребенка со стороны взрослых;
2-й этап – это становление ребенка как субъекта, теперь он может обращать внимание взрослых на свои нужды;
3-я стадия подразумевает способы управления своим сознанием и поведением, которые ребенок перенял от взрослых;
4-я стадия подразумевает управление ребенка своим же вниманием.

Как развить свое внимание: несколько общих правил

1. Создавайте себе дополнительную мотивацию

Прежде, чем приступить к работе, требующей распределения или переключения внимания, скажите себе, что в данный момент вы ни в чем так не заинтересованы, как в этом деле. Подумайте о том, что вы получите после того, как достигнете поставленной цели. Придумайте, чем вы себя наградите за достигнутый результат.

2. Пейте много воды

Три года назад в журнале Nutrition опубликовали результаты исследования, экспериментально доказавшего, что недостаток воды в организме приводит к дефициту и мелким расстройствам внимания. Для того, чтобы обеспечить организму нужное количество воды, ученые рекомендуют женщинам пить ежедневно 9 чашек, а мужчинам  — 12,5.

3. Управляйте второстепенными задачами

В среднем офисный работник ежедневно заглядывает в свою почту и на странички ФБ до 30 раз. Чтобы сосредоточиться на задаче, закройте все ненужные вкладки и определите удобный для вас график работы с почтой:

  • сколько раз вы будете ее открывать?
  • сколько времени будет на нее тратить?

4. Составьте список того, как вы сами себе мешаете

Психологи университета американского штата Каролина, проводя хронометраж продуктивных периодов работы у офисных сотрудников, неожиданно выяснили, что 44% перерывов или необоснованных отвлечений были спровоцированы самими сотрудниками. В том смысле, что никто им не мешал, не отрывал их от дела, не шумел рядом. Сам работник является причиной почти половины своих ничем не обоснованных отвлечений от работы

Неустойчивое внимание – вот тому причина

Исследователи указывают на бесчисленные поводы, по которым люди отвлекаются. Но никто не может назвать за вас эти поводы. Поэтому совет – выберите время и запишите все ваши персональные внутренние провокации нарушения внимания. Среди них могут быть:

  • жажда и голод;
  • желание покурить;
  • недостаток сна;
  • усталость;
  • ваши личные стрессы.

Теперь надо разобраться с тем, когда именно появляются в вашей жизни эти причины и продумать соответственно профилактические меры.

5. Иногда, как это ни странно звучит, еще надо уметь не обращать внимания

Случается, что яркая картинка сама бросается вам в глаза. Это особенно опасно, когда вы за рулем. Осознанное и эффективное распределение внимания предполагает, что в поле активности вашего сознания объекты попадают, потому что они связаны с вашей целью, а вовсе не потому что вызывают неожиданные и сильные эмоции такие как:

  • удивление;
  • любопытство;
  • непроизвольный интерес;
  • растерянность.

За неумение «не обращать внимание» люди, в частности,  расплачиваются тем, что тратят время на привлекательную рекламу. А вот в европейских странах укоренившаяся практика, когда мужчины и женщины вместе находятся в бане и никто никому при этом не мешает, основана на умении «не обращать внимание»

А вот в европейских странах укоренившаяся практика, когда мужчины и женщины вместе находятся в бане и никто никому при этом не мешает, основана на умении «не обращать внимание»

6. Освойте культуру перерывов

Перерывы оказывают своеобразный эффект рефрешинга. Постепенно глаз как бы «замыливается», и детали начинают ускользать из вашего поля зрения. Возвратившись к задаче, вы сможете взглянуть на все обновленным взором. Психолог Алехандро Льерас из университета штата Иллинойс провел очень простой эксперимент и опубликовал его результаты в журнале Cognition. Он предлагал 84 участникам решать 50-минутные компьютерные задачки, требующие сосредоточенности и распределения внимания. Половина участников делала два коротких перерыва и намного лучше справилась с заданием. Льерас пишет, что так же, как ваше тело в течение определённого времени перестает чувствовать раздражители (например, одежду или обувь), так и ваш ум может привыкнуть к объекту концентрации

«Неоправданно длительное внимание на одной задаче на самом деле снижает производительность,» считает Льерас. Другими словами, делая короткий перерыв в середине задачи, растянутой во времени, вы как будто включаете кнопку «Обновить» для мозга

Тренировка памяти и внимания

Не пугайтесь слова тренировка это не спортзал, хотя туда тоже не мешает заглядывать вам иногда. У людей, которые занимаются спортом и ведут активный образ жизни, мозг работает на 15% лучше, чем у человека, который ведет пассивный образ жизни. Итак, тренировкой памяти надо заниматься всем без исключения даже самым ленивым людям.

Ленивый человек сразу начинает придумывать разные отговорки, чтобы ему ни чем не заниматься. Но заниматься можно не откладывая никаких важных и неважных дел. Запишитесь прямо сейчас на курс «Супер-память за 30 дней», чтобы развить память до совершенства не отвлекаясь от повседневных дел:

Простые повседневные упражнения

  1. Начнем с самого простого вам надо пойти в магазин за продуктами. Не берите с собой шпаргалку, на которой написан перечень товаров, напишите ее и постарайтесь запомнить, что вы написали, потом идите в магазин. Если совсем безвыходная ситуация, то возьмите с собой ваш список продуктов, но постарайтесь не доставать его из сумки. Покупайте на память, а уже в самом конце достаньте и проверьте, все вы купили или нет.

  2. Когда вы разговариваете с сотрудниками, с соседкой по лестничной площадке, с подругой или другом постарайтесь запомнить как можно больше: цвет глаз, одежда, какие – то мелкие делали на одежде или на человеке. Слушайте внимательно, что вам говорят, вникайте в каждую деталь. После разговора постарайтесь вспомнить все до мелочей и прокрутить еще раз у себя в голове. Так можно тренировать слуховую и зрительную память.

  3. Приучите себя читать, это может быть любое время обеденный перерыв или перед сном. Читать можно сначала одну — пять страниц, и постепенно попробуйте дойти хотя бы до десяти или двадцати страниц. Читайте внимательно. После того как вы прочитаете, попробуйте пересказать как можно подробнее. Если нет времени пересказать прочитанное, то вы можете это сделать, пока едите домой или идете в магазин.

Упражнения для развития памяти и внимания

  1. По пути на работу или в магазин вы можете запоминать номера домов или номера машин, которые проезжают мимо. Это хорошо тренирует память.

  2. Постарайтесь запомнить ценники в магазине на, те товары, которые вы покупаете. Запомнив цены, вы можете их сравнить с ценами другого магазина.

  3. Если вы готовите новое блюдо, по новому рецепту постарайтесь его запомнить. Можно попробовать написать его на память, на бумаге и потом проверить с оригиналом рецепта.

  4. Выучите наизусть стихотворение порадуйте им своего любимого или любимую. Выучите слова новой песни. По дороге на работу или в магазин вы можете напевать себе новую песенку.

  5. Если вы ходите пешком, то попробуйте изменить маршрут и пройти по другой дороге. Смотрите внимательно, что нового и интересного вы увидели пока шли, возможно, красивые дома и необычные вывески на магазинах, может красивые цветы или пушистые голубые елки. Придя домой вспомните свой новый маршрут и прокрутите его еще раз в своей голове. Чем он вам запомнился? Какие впечатления у вас от этого маршрута? Что нового вы увидели?

Правильное питание

Рекомендовано исключить продукты питания, которые содержат химические красители и синтетические консерванты, ограничить употребление сахара и салицилатов. Существует диета Файнголда, исключающая продукты с высоким содержанием натуральных салицилатов: вишни, яблоки, виноград, изюм, абрикосы, нектарины, сливы. Сюда же относятся некоторые овощи, например помидоры и огурцы.

Рекомендуют ограничить употребление мучных изделий, конфет, мороженого, маргарина, колбас, сосисок, газированных напитков. В некоторых случаях у детей с СДВГ эффективной является гипоаллергенная диета.

Особенности развития внимания и памяти

Объекты внимания — одушевленные, неодушевленные предметы, природные явления, наука, искусство, присутствующие в поле зрения. Все это представляет собой достаточный интерес или предопределяется необходимостью исследования. Для развития внимания важны возрастные факторы людей, наличие целеустремленности. Помимо заинтересованности предметом или явлением требуется систематическое выполнение упражнений. Перечисляя особенности развития функции, рассмотрим свойства и характеристики, от которых зависит процесс.

Три вида внимания

  1.  Непроизвольное, в котором отсутствует сознательный выбор со стороны субъекта. Оно появляется при воздействии раздражителя, заставляющего отвлекаться на другой объект. Данная разновидность плохо поддается управлению, будучи связанной с внутренней организацией человека.
  2.  Произвольная форма — это сознательное сосредоточение на объекте. Процесс возникает при наличии мотивации и понимания. Его характеристика — устойчивость. Развитие произвольного внимания связано с формированием усидчивости, силы воли при активизации психики. При интенсивном умственном труде нужно делать перерывы. Активизируется мозг, деятельность получает мотивацию. Развитие произвольного внимания сопряжено с наличием значительного интереса.
  3.  Послепроизвольный вид проявляется в такой форме, когда субъект выполняет задачу без напряжения. Целеустремленность здесь весьма значительна, а внутренняя мотивация преобладает по сравнению с внешней.

Свойства внимания

 Концентрация или удержание внимания на предмете хорошо реализуется при наличии мотивации. При этом сознание управляет параметром интенсивности в процессе

Подсчитано, что человек может непрерывно фокусироваться от получаса до 40 минут, после чего необходим перерыв.
 Объем внимания — свойство, характеризующееся числом объектов, которые могут одновременно удерживаться в сознании.
 Способность долго уделять внимание одному объекту без переключения на другой называют устойчивостью. Данное свойство позволяет обнаруживать новое в обыденных вещах.
 Переключаемость — свойство, характеризующееся осмысленным изменением фокусировки внимания, что обусловлено внешними обстоятельствами

Разновидность — простая отвлекаемость.
 Распределение — это способность сосредотачиваться сразу на нескольких предметах. Переходы с одного объекта на другой зависят от соотношения между ними. Процесс может привести к усталости.

Особенности видов внимания

От чего может зависеть развитие внимания человека, включая особенности данной функции? Процесс связан с умением сосредотачиваться на одном или нескольких предметах какое-то время без отвлечения. Для этого нужна заинтересованность. Развитие произвольного внимания требует целенаправленности, усилия воли. А также владения чувствами, от чего зависит концентрация без неуместного отвлечения. Непроизвольная разновидность предусматривает наличие интересного взгляду предмета. Послепроизвольная форма особенно продуктивна. Ведь дополнительных усилий по преодолению не требуется. Таковы особенности, которыми наделяется развитие внимания человека.

Что это такое?

Описание слова «внимательность» сводится к двум его значениям, одним из которых является обходительность, проявление внимания к кому-нибудь, заботливость. К области психологии относится понятие со вторым значением. Оно отражено в следующем определении: внимательность – это свойство сознания, основанное на повышенной сосредоточенности и концентрации внимания на каком-нибудь объекте, явлении или деятельности.

Эти свойства неразрывно связаны с осуществляемой субъектом деятельностью

На начальном этапе внимание равномерно распределяется на несколько явлений или объектов. В этот момент ещё нет устойчивой сосредоточенности

Затем сознание вычленяет наиболее важные действия или предметы, необходимые для конкретной работы. Психические процессы начинают фиксировать именно их.

Внимательность зависит от умения сосредоточиться, сфокусировать внимание на главном с отвлечением от второстепенных данных, лишних раздражителей во время выполнения какой-либо деятельности. При плохо развитой произвольности психических процессов фиксация внимания на нужном объекте происходит с трудом

Малышам сложно удерживать внимание на чём-то длительное время. Шум в классе или мысли о предстоящем футболе могут помешать школьнику сосредоточиться на выполнении письменного задания. Таким образом, концентрация внимания при выполнении определённых действий обычно затруднена при наличии внешних раздражителей или отстранённых мыслей.

В психологии внимательность не относят к самостоятельному психическому процессу. Она отражает признаки других процессов. Субъект действует, размышляет, слушает, смотрит внимательно или невнимательно. Внимательность как качество личности формируется в результате тренировки внимания. Некоторым удаётся достичь мастерства в умении сконцентрироваться на очень скучном деле.

Рекомендации

Память и внимание неразрывно связаны между собой. Если человек не уделит информации должного внимания, он не сможет ее усвоить и запомнить

Поэтому развивая внимание, вы одновременно разовьете и память. Приведем методы развития и того и другого.

  • При решении логических задач, головоломок развиваются внимательность и фотографическая память. Эти способы помогут развитию логического мышления. А данная функция только повысит ваш интеллектуальный уровень.
  • Читайте и изучайте информацию, которая вам не совсем понятна и для усвоения которой вам потребуется применить весь запас интеллекта.
  • Займитесь заучиванием четверостиший.
  • Часто меняйте свою сферу деятельности. Даже если вы занимаетесь написанием книг, то попробуйте сшить своими руками себе какое-нибудь модное платье или соорудить самостоятельным образом шкафчик.
  • Все занятия должны проводиться в полной тишине. Так вы не будете отвлекаться и сможете сконцентрироваться на главном.
  • После умственных занятий побольше гуляйте на свежем воздухе. Так вы снабдите свой мозг кислородом.
  • Высыпайтесь. Ваш мозг должен разгружаться. Тогда он будет иметь возможность эффективно работать.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий