Особенности мышления, его типы и функции

Методики

Для исследования мыслительного уровня применяют различные приёмы. Методика «Простые аналогии» помогает выявить характер логических связей и отношений между понятиями. В психологии существуют различные методы мозгового штурма, призванные противоборствовать однобокости и стереотипности человеческого мышления.

Большой популярностью пользуется метод Эдварда де Боно «Шесть шляп». Техника призвана нарушить привычное для мозга состояние мышления. Британский психолог предлагает 6 путей рассмотрения и решения одной проблемы. Данный способ представляет собой психологическую ролевую игру, в которой цвета шляп предполагают включение определённого режима мышления. Индивид, примерив одну из шляп, обязан включить соответствующий режим. Игра требует большой внимательности, так как головные уборы разного цвета применимы к любой сфере, связанной с умственным трудом. Проблему надо рассматривать не в борьбе идей и доводов, а в их единстве.

Полное видение ситуации появляется исключительно после примерки игроком всех 6 шляп.

Белый головной убор подразумевает поиск недостающей информации и применение уже известных фактов. Ретроспективный метод познания помогает выявить причинно-следственные звенья и закономерности в развитии имеющихся сведений.
Надев красную шляпу, человек должен прислушаться к своему внутреннему голосу. Интуиция и собственные ощущения играют большую роль на данном этапе. Личность рассматривает проблему через призму своих чувств

При коллективном обсуждении важно выслушать каждого субъекта, понять, что вдохновляет его, а также подоплёку предложенного решения.
В чёрной шляпе человек обязан почувствовать себя в роли пессимиста. Он должен просчитать все возможные непредвиденные обстоятельства и риски
Следует обратить внимание на слабые места идеи

Иногда позитивно мыслящие люди имеют склонность к нежеланию реально взглянуть на предполагаемые препятствия
Они недооценивают ситуацию. Здоровая доля критицизма должна обязательно присутствовать при продумывании новых проектов.
Жёлтая шляпа позволяет человеку взглянуть на проблему позитивно. Она настраивает на оптимистический лад. Нужно отнестись внимательно ко всем сильным сторонам идеи и в деталях рассмотреть преимущества каждого решения. Жёлтый головной убор особенно важен при появлении сомнений в успешности проекта.
В зелёной шляпе субъекту необходимо попытаться найти необычные пути решения проблемы. С этой целью нужно активизировать творческое мышление, поиск оригинальных взглядов.
Синюю шляпу рекомендуют надевать руководителю перед самым принятием решения. Он сначала ставит определённую задачу перед присутствующими, а в конце мероприятия подводит конечный итог.

Развитие способности совершать мыслительные операции

Мало кто из взрослых задумывается сегодня над тем, что много детских игр и предлагаемых в начальной школе задачек построены таким образом, чтоб развивать основные мыслительные операции. Логические цепочки, ребусы, загадки и головоломки преследуют цель развить навыки абстрактно-логического мышления с детства, научить выявлению сходства и различий в объектах, определению понятий, исключению лишнего. Вырастая, мы совершаем эти операции, не задумываясь, но порой сталкиваемся с трудностями при решении кажущихся детскими головоломок. Это как раз и связано с тем, что с годами занятий профессиональной деятельностью, наш мозг до автоматизма совершенствует выполнение тех или иных задач связанных с родом занятий. Но как только мы встречаемся с другой областью – возникают трудности. Чтоб этого не происходило, нужно постоянно совершенствоваться, развивая все основные мыслительные операции. Помогут в этом упражнения на умение понимать, идентифицировать и применять эти операции.

Классическими образцами таких игр являются шахматы, нарды, скрэббл. В советское время довольно популярными были головоломки со спичками, которые сегодня обрели новую жизнь благодаря популяризации в соцсетях. Попробовать свои силы в такого рода задачках вы можете с помощью материалов нашего блога.

Интересным и эффективным упражнением на развитие мыслительных операций может стать прохождение теста на IQ. Существует много его разновидностей, самый популярный из которых – тест Айзенка. С рекомендациями по прохождению таких тестов, которые в наше время также популярны при устройстве на работу, вы можете ознакомиться у нас на сайте.

Детальная информация о развитии разных типов мышления, а также упражнения для их тренировки собраны в курсе «Когнитивистика». Пройдите его, если заинтересованы в развитии своего мышления!

Креативное мышление в психологии

Креативность мышления – это определение творческого человека, способного мыслить нестандартно. Это способность смотреть на ситуацию под другим углом. Креативные люди, в большинстве случаев, более успешны в бизнесе, личной жизни, науке, культуре и искусстве. Креативное мышление можно использовать в любых сферах жизнедеятельности. Оно помогает быстрее находить общий язык с людьми, быть более интересным собеседником, вносит в жизнь яркие краски, особенно тогда, когда, казалось бы, выхода нет никакого.

Психологи утверждают, что развивать творческое восприятие мира можно в любом возрасте. Особенно хорошо это получается у детей, так как они это делают не по принуждению. В наше время развитие креативности одобряется, совсем недавно в школах, институтах и других учебных заведениях мышление детей загонялось в определенные рамки, чтобы не разделять группу на более и менее успешных.

Человек с самого рождения способен мыслить и фантазировать. Ни одно живое существо на планете не имеет возможности воплощать свои идеи в жизнь, кроме человека разумного. Но у одних людей эта способность развита в большей степени, у других – в меньшей. Это не является проблемой для тех, кто хочет самосовершенствоваться и развиваться. Ведь существует множество упражнений, помогающих открыть в себе способность креативно мыслить.

Мыслительные операции

Чтобы вы представляли, какой многогранный и сложный процесс – наше мышление, я перечислю некоторые его возможности. Даже самый мощный компьютер рядом с ним покажется детской игрушкой.

  1. Сравнение – выделение сходств и различий нескольких объектов. “Яблоко по форме похоже на персик, а по цвету – на грушу”.
  2. Анализ – расчленение объектов на составные части. “Стул состоит из ножек, сиденья и спинки”.
  3. Синтез – соединение воедино разрозненных элементов. “Палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек”.
  4. Индукция – выведение умозаключения от частного к общему. Распространение знаний об одном объекте на группу похожих. “Эта собака грызет кость, значит, собаки могут грызть кости”.
  5. Дедукция – противоположность индукции. Наделение объекта конкретными свойствами на основании принадлежности его к какой-то группе. “Муравьи могут поднимать предметы тяжелее своего веса. Значит, этот конкретный муравей может поднять больше своего веса”.
  6. Комбинирование – поиск решений задачи на основе комбинации различных методов. Лежит в основе комбинаторного мышления. Применяется, например, при игре в шахматы.
  7. Дивергенция – поиск множества решений одной проблемы. Дивергентное мышление мы используем во время мозгового штурма.
  8. Конвергенция – поиск единственно верного решения на основе усвоенных алгоритмов. Применяется при решении задач, в которых может быть только один правильный ответ и получен он может быть только одним способом.

Это далеко не все возможности нашего мозга. Если хотите узнать больше, советую вам прочесть специальные книги по развитию мышления. Некоторые из них мы рассмотрим ближе к концу статьи.

Что это такое?

Если опираться на конкретное определение, то термин логическое мышление произошел от слов «логика» и «мышление». В философии логика определяется как наука, которая познает законы интеллектуальной познавательной деятельности и имеет предпосылки в античности. Она изучает методы, при которых можно узнать истину. Мышление – это психический процесс, позволяющий обработать ранее полученную информацию.

Если объединить логику и мышление, то мы получим некий процесс, где применяются логические конструкции. Когда такой процесс запускается в действие, то человек получает точные объективные знания и делает определенные выводы, в том числе и формальные. Кроме того, логика также причастна к созданию абстрактных понятий. Когда объединяются понятия, тогда систематизируется полученная информация. Такой процесс свойственен только человеку. Изначально личность получает абстрактную информацию, а потом связывает ее между собой. Именно так включается в этот процесс логика, состоящая из таких факторов, как анализ и синтез. Если говорить более точно, то анализ – это распад информации на отдельные части. Благодаря процессу наш мозг может определить суть информации.

Когда к анализу подключается синтез, то происходит объединение проанализированных информационных частей. Именно так и работает в нашем сознании логическое мышление. Нужно понимать: кто умеет мыслить логически, тот способен осуществлять эффективную мыслительную деятельность. Логическое мышление – это особая форма интеллектуальной активности человека. Рассмотрим основные этапы, которые лежат в основе научного, житейского, мифологического и художественного познания человека.

Для чего это нужно

Мы постоянно мыслим, мозг не прекращает деятельность ни на секунду. Человек обрабатывает тонны информации ежесекундно, и чтобы объективно оценивать происходящее, принимать верные решения и меньше ошибаться, надо полагаться на логику. Сначала это будет требовать усилий, но потом мозг будет принимать правильные решения автоматически, потому что натренируется.

Это не только одиночные умозаключения, а цепочка личностного поведения, образ жизни, часть индивидуальности. От каждого решения зависит будущее, даже если оно кажется незначительным. Овладев навыком логически мыслить, человек способен:

  • подобрать рациональный способ решить жизненную ситуацию и найти выход;
  • выбрать быстрый и эффективный метод достижения поставленных целей;
  • заранее просчитывать шаги конкурентов, быть впереди и обходить их, предугадывая каждое действие;
  • уметь вести дискуссии, светские беседы, научные дебаты и просто поддерживать разговор;
  • высказываться грамотно, лаконично и понятно для всех;
  • делать выводы на основе своих ошибок и становится лучше каждый день, благодаря грамотному самоанализу и рефлексии;
  • критически подходить к другим людям и себе, трезво оценивать происходящее;
  • овладеть ораторским искусством, влиять на других людей, приводя весомые аргументы;
  • избежать манипуляций со стороны, не стать жертвой обмана и аферы;
  • уметь компетентно отвечать на вопросы, выкручивать линию разговора в свою пользу, не попадать на уловки на собеседника;
  • не поддаваться самообману и эффекту Барнума – субъективного подтверждения, основанного на высокой оценке точности характеристик своей личности из обобщенных выводов (гороскопы, тесты, соционика).

С точки зрения психологии

Основная статья: Мышление (психология)

В психологии мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; именно к мышлению относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.. Мышление — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мышление — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мышление как одна из высших психических функций — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

По способу решения задач мышление (как психический процесс, биологической целью которого является оптимальное решение возникшей перед индивидуумом проблемы) может быть конвергентным (коррелируется с интеллектом, линейное мышление, приводящее к одному-единственному результату) и дивергентным (коррелируется с творческими способностями, состоит в нахождении множественности вариантов решения проблемы или разноплановом видении одного объекта) Термин конвергентного и дивергентного мышления предложен американским психологом Дж.Гилфордом (1950г.) и развит Э.Торренсом[источник не указан 643 дня].

Креативное мышление

Многие люди считают, что творчество, трудолюбие, высокий уровень самоорганизации и порядка несовместимы. Но люди с креативным мышлением имеют большой опыт, высокоразвитые творческие способности. Все это требует значительных усилий, кропотливой работы, ответственности. Творчество – это удачное сочетание мышления, навыков, опыта и внутренней открытости миру, способности учиться в любом возрасте и в любых ситуациях.

Творчество – это открытость ума и сердца. Есть ряд практических методов и упражнений для развития творчества. Помните, что каждое упражнение должно помочь избавиться от беспокойства, изменить привычный образ мышления. Рассмотрим наиболее простые и эффективные упражнения для развития творческого мышления.

Необычное применение обычных вещей

Возьмите обычный предмет, используемый в повседневной жизни. Постарайтесь придумать наиболее нестандартные варианты его применения. Например, ложка. Это не только приспособление для приема пищи. Из нее можно сделать уникальную лампу, обозначить ею место посадки цветов в саду.

Изменение привычек

Время от времени прерывайте обычный ход вещей, меняйте свои привычки. Например, если ходите на ужин в один и тот же ресторан каждую неделю или каждый день, поменяйте его.

Попробуйте блюда другой кухни мира, выберите новый маршрут для возвращения домой и т.д. В жизни есть много мелких привычек, препятствующих развитию творческого мышления. Попробуйте расширить рамки, выйти за их пределы.

Поиск новых решений

При возникновении проблемы, не пытайтесь решить ее как обычно. Люди часто думают, что придумывание новых способов решения задачи, когда старые методы работают, – это безумство. Но А. Эйнштейн утверждал, что безумие – это совершение одних и тех же вещей с ожиданием нового результата. Так что не принимайте решение, пока не найдете хотя бы один альтернативный способ.

Творческое занятие

Еще ​​один отличный способ развития креативного мышления – посвящение любому виду творчества. Начните рисовать, писать стихи или песни, учиться играть на музыкальном инструменте. Цель не заключается в достижении успеха в этой деятельности. Главное – получение нового опыта, новой перспективы. При изучении новых вещей мозг начинает работать по-другому. Ведь творчество – это прерывание мыслей, обычной последовательности слов, поступков, хода жизни.

Спорт, путешествия

Полезно путешествовать, заниматься новыми видами спорта. В целом, новые места или меняющиеся ситуации значительно расширяют горизонты, способствуют креативности

Важно путешествовать с открытыми глазами и сердцем, чтобы не пропустить ничего нового

Развитие ассоциативного мышления

Научите мозг соединять вместе, казалось бы, несвязные понятия. Это улучшит память, натренирует мозг для объединения различных концепций, ведь не каждый человек способен создать такую ​​ассоциацию.

Один из эффективных способов тренировки ассоциативного мышления – поиск связанных слов. Например: пшеница → хлеб, зелень → растения и т.д.

Развитие детской креативности

Стратегический шаг в развитии детского творчества – обеспечение пространства и свободы. Младенцы и младшие дети исследуют мир всеми своими чувствами. Поддержать их развитие можно даже ценой грязных брюк и ободранных коленей.

Позже дети начинают манипулировать предметами осмысленней. Их игра более продуманная. Речь идет, например, о строительстве песчаного замка с камнями вместо окон и листьями в качестве флагов, гаража для автомобилей из деревянных кубиков, города из спичечных коробков. Взрослый в игре с ребенком не должен быть ведущим. Лучше занять место секунданта. Можно предложить ребенку тему, в соответствии с которой он сам разработает игру. Городу можно придумать историю: кто и где в нем живет, куда ходит на работу, сколько у него детей

Чем старше ребенок, тем более абстрактными и нестандартными могут быть методы развития творчества. Со школьниками можно попробовать разные игры со словами: придумать предложение, в котором игроки поочередно добавляют все больше и больше слов, вместе рассказывать истории (родитель и ребенок поочередно придумывают их).

Художественно или технически одаренное чадо может активно помочь в обустройстве и декорировании своей комнаты или всей квартиры.

Как развивать логическое мышление у взрослых

Чтение книг

Книги – это источник мудрости, но также они помогают саморазвиваться. Что касается логического мышления, его лучше всего стимулируют научная и художественная литература. В ней больше информации, связанной с практическими навыками, по сравнению со справочниками и другими книгами.

В литературных и научных литературных изданиях много полезного и интересного. Как же с книгами развивать логику? Необходимо стараться читать ежедневно не менее десяти листов. Каждую строку следует анализировать, чтобы воспринимаемая информация оставалась в голове и накапливалась. Также нужно стараться прогнозировать, что будет дальше с персонажами и чем закончится книга.

Игры на логику

Существует большое количество настольных игр, помогающих развивать логическое мышление у взрослых и подростков. К ним относятся шахматы и шашки, для победы в которых нужно уметь логически мыслить и просчитывать наперед ходы соперника.

В отличие от нард или карт, в этих настольных игр нет случайностей, связанных с выпадением комбинаций цифр или карт. Успех в полной мере зависит от умения игрока стратегически мыслить и анализировать ситуацию.

Еще есть игра под названием Рэндзю, которая является усложненным аналогом крестиков-ноликов. Придумали ее в Древнем Китае, но позднее ее возродили в Японии. Как еще развить логику у подростка или взрослого человека? Попробуйте такие игры, как Шашки Го и Гомоку.

Во все перечисленные игры нужно играть с партнером, но сегодня, когда у всех есть интернет, с этим не должно быть проблем. Для развития логического мышления можно скачать компьютерную версию любой из этих игр, и проводить так свой досуг по вечерам, совмещая приятное с полезным.

Приложения для смартфонов

Мобильные устройства прочно закрепились в нашей жизни. Вместо бездумной игры в бессмысленные игры, лучше скачать и установить несколько реально полезных приложений на развитие логики. Существуют даже обучающие программы с тренировками и экзаменами, чтобы контролировать собственный прогресс.

Телефон всегда с нами, поэтому вы сможете тренироваться в любой момент, когда появится свободная минута. Чтобы найти подходящие развивающие игрушки, просто воспользуйтесь поиском на Google Play или App Store. Вы удивитесь многообразию приложений на логику.

Иностранные языки

Свежая информация, которую воспринимает головной мозг взрослого человека или ребенка, активизирует его активность. Изучение иностранного языка вынуждает мыслить логически, стараясь подбирать ассоциации при сравнении незнакомой речи с родным языком.

В сети можно найти онлайн-курсы или видео-уроки, а также существуют приложения для смартфонов. Можно также записаться в реальную школу, регулярно посещая проводимые в ней уроки. Таким образом, можно убить двух зайцев: изучить новый для себя язык и развить логику. Главное в этом деле – это регулярность, поэтому не ленитесь и не пропускайте занятия.

Логические головоломки

Известно, что математика развивает логическое мышление, а также этому способствуют всевозможные головоломки. Их существует огромное множество на любой лад, так что выбирайте, что понравится:

  • Механические. К ним относят змейку и кубик Рубика, а также пятнашки и множество других реальных игр, продаваемых в том числе в детских магазинах.
  • С предметами. В интернете вы найдете много головоломок с монетами, спичками и другими предметами.
  • Печатные. К ним относят японские кроссворды, ребусы, судоку, шарады и многое другое. Продаются даже целые журналы с этими головоломками, в которых публикуются задания для развития логического мышления.
  • Математические. Существуют разные математические задачки, в том числе для школьников 5-7 лет и детей дошкольного возраста. Их количество огромно, а найти их можно без труда в интернете.

Мы преимущественно рассмотрели, какие игры развивают логику у взрослых людей, но также отдельно хотим остановиться на детях.

Как определить плохое развитие

Уровень развития людей одного возраста может отличаться. Одни люди склонны анализировать и мыслить глубоко, другие – рассуждают поверхностно.

Признаки недостаточного развития взрослого:

  • Сложности при выполнении задач на работе, когда коллеги справляются без труда;
  • Тяжело сформулировать мысли, правильно построить речь, частое использование слов-паразитов;
  • Часто допускаются ошибки при написании слов, предложений;
  • Напряжение и мигрени во время принятия решений;
  • Неспособность логично распределить свои задания. Тяжело составить маршрут движения в течение дня;
  • Сложно понять смысл прочитанного, сказанного.

Девушке тяжело думать

Школьник недостаточно развит, если:

  • Он плохо читает;
  • Он не может пересказать смысл прочитанного или услышанного;
  • У него несвязанная по смыслу речь, он не может сформулировать мысль;
  • У него плохая память;
  • Не умеет считать, не знает простых вещей: цвета, название предметов.

Обратите внимание! У ребенка могут быть дефекты речи, не связанные с умственным развитием. Выявить речевые отклонения, дать рекомендации и определить методы лечения может только логопед

Хорошо развитое мышление необходимо как программисту, так и частному предпринимателю. Школьник и студент не смогут преуспеть на учебе без умения рассуждать, делать выводы и усваивать информацию. Независимо от возраста, занимаемой должности и социального статуса, свой мозг нужно регулярно тренировать и всесторонне развиваться.

Развитие креативного мышления

Разработкой проблемы развития креативного мышления успешно занимался автор бестселлера «Рождение новой идеи», американский исследователь Э. Де Боно. Он разработал целостную программу развития креативного мышления и выделил такие основные принципы:

  1. Определение условий решения задачи, необходимых и достаточных для достижения цели.
  2. Готовность отказаться от ранее полученного опыта решения подобных задач.
  3. Совершенствование способности замечать многофункциональные, универсальные вещи.
  4. Соединение самых разных, даже противоположных идей из самых разных областей знаний и использование полученных ассоциаций для решения задач.
  5. Совершенствование способности к пониманию господствующей в данной области знаний идее, с тем чтобы не попасть под её влияние.

Формирование креативного мышления предполагает, во-первых, единство логики и мышления; во-вторых, единство позитивности, гармоничности и продуктивности. Третьим необходимым компонентом является радость саморазвития.

Можно выделить ряд умений, без которых не добиться успешности в современном мире, но которые, к счастью, можно в себе развить. Им можно научиться:

  • Умение мыслить логически.
  • Умение формулировать предположения.
  • Умение находить логические связи между явлениями, объектами, фактами.
  • Умение преодолевать стереотипы.
  • Умение принимать решения в нетипичных, новых для себя ситуациях.
  • Умение находить нужные знания и подходящие методы.

Амайстайл Т. М. выделял три основных элемента креативности:

  • компетенция (наличие базы знаний, опыта, навыков);
  • творческое мышление (использование методов креативного мышления, изобретательность, гибкость, настойчивость;
  • мотивация (внутренняя и внешняя). Внутренняя мотивация – личная заинтересованность в решении задачи, настойчивое желание применить знания, самореализоваться. Внешняя мотивация – продвижение по службе, материальная заинтересованность.

Не бойтесь потворствовать своим желаниям

Не забывайте, что все, что вы делаете, направлено в первую очередь на вас самих. Потому вы не должны загонять себя словно племенного жеребца. Давайте себе возможность расслабиться! И расслабиться по-настоящему, балуя себя вкусной едой, интересными фильмами и новейшими компьютерными играми. По-настоящему креативным может быть лишь человек веселый и жизнерадостный, и вам нужно это учитывать

Пойте, пейте, веселитесь, общайтесь с друзьями, потворствуйте всем своим желаниям (в том числе и низменным) — все это окупится сторицей, когда вы наберетесь сил и приметесь за реализацию очередного важного проекта. Творческое вдохновение — это невидимая, почти мистическая сила, уважающая авантюристов, храбрецов, бонвиванов и гедонистов

Лишь окунувшись с головой в пучину наслаждения вы приманите свою Музу, своего Гения, своего сократовского Демона и гетевского Мефистофеля — ту силу, что поможет вам создать подлинный шедевр, заработав приличное количество денег и вдоволь потоптавшись по конкурентам. Не убегайте от удовольствия. Напротив — всяческий привлекайте его в свою жизнь. И приучайте к этой мысли своих детей, ведь это лучший ответ на вопрос, как развить творческое мышление у ребенка.

Что такое мышление

Человеческое мышление – главное достижение миллионов лет эволюции. Мир, каким мы его видим сейчас, – результат мыслительной деятельности самых выдающихся представителей Homo Sapiens.

В широком смысле слова мышление – процесс обработки информации сознанием на основе уже имеющихся у человека знаний и накопленного опыта. В результате этого процесса первоначальная информация подвергается анализу, систематизируется, классифицируется и приобретает новое качество.

Для чего нужно развивать мышление? Чем лучше оно развито у человека, тем эффективнее он взаимодействует с окружающей средой, другими людьми и в целом более успешен в жизни.

Мышление начинает формироваться в раннем детстве и проходит в своем развитии несколько стадий. Ученые выяснили, что развитие мышления отдельного человека повторяет развитие мышления всего человечества.

Сначала мы обучаемся взаимодействовать с конкретными предметами, выделять их основные свойства и характеристики, а затем уже начинаем оперировать абстрактными образами и понятиями в своем сознании.

Интенсивное развитие мышления происходит примерно до 20 лет, затем оно замедляется и может совсем сойти на нет, если не заниматься им сознательно.

Мыслительные операции

В процессе эволюции взглядов на природу и сущность мыслительного процесса, особое внимание ученых привлекал вопрос формирования мыслительных операций. Мышление, в отличие от других физиологических процессов, совершается на основе определенной логики. Это позволяет выделить отдельные структурные элементы (абстрагирование, анализ и синтез, классификация и категоризация, конкретизация, обобщение, сравнение) и охарактеризовать их

Закономерности функционирования названных операций мышления и являются по сути основными внутренними, специфическими основами мышления. Их изучение помогает получить детальное объяснение всех внешних проявлений мыслительной деятельности. Читать подробнее…

4

Составьте список и выделите ваши идеи

Иногда происходят обратные ситуации, когда у вас становится слишком много идей! Это те самые редкие периоды, когда вам не нужно беспокоиться о том, как развивать креативность и творческое мышление. Хотя это и хорошее состояние, оно может вас смутить и запутать. Вы можете сортировать мысли, сохраняя общий список ваших озарений в голове, чтобы затем применить каждое из них. Запишите каждую идею, которая приходит вам в голову, и определите, какую из них вы считаете лучшей. Вы также можете взять с собой ручку и небольшой блокнот, куда бы вы ни пошли, чтобы не забыть идеи, которые приходят вам в голову, когда вы едете на автобусе, обедаете, читаете книгу или смотрите видео в Интернете.

Понятие как форма мышления

Понятие отображает любые характерные признаки окружающих человека предметов и явлений. По объему в понятии выделяют общие и единичные признаки. Примеры общих: умение говорить, двигаться, читать, писать. Примеры единичных: манера говорить, жестикулировать, фигура, походка.

По содержанию в понятии приводят конкретные и абстрактные признаки. Примеры конкретных: объекты, имеющие право на самостоятельное существование (страна, уклад).Примеры абстрактных: дополнение, изменение, характеристика признака (отзывчивость, внимательность).

Различают также непосредственное и опосредованное понятие. Первое относят к происходящему в данный момент, второе является результатом споров и дискуссий.

Формулировка понятия всегда выражается словами либо словосочетаниями. Понятийный процесс формируется за счет образования терминов, отражающих суть объектов или явлений. Пример: «Психологическая дисциплина» сформулировала термины «личность», «сознание», «характер», «темперамент».

Понятию свойственны познавательная и коммуникативная функции

Немаловажное значение имеет способность осознавать полученную информацию

Сравнение

Каждый человек хоть раз слышал умозаключение: «Все познается в сравнении». Действительно, определить что хорошо, а что лучше, сопоставить свойства двух объектов возможно только прибегнув к операции сравнения – процессе количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) объектов. Сравнение – важнейшая мыслительная категория на основе которой складывается наше представление об окружающем мире.

Все вышеперечисленные логические операции взаимно дополняются, помогают получать и преобразовывать информацию, быстро использовать ее в нужный момент.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий