Советская акустика и ее установка в багажник

«Романтика»

С 1986 года на заводе имени Шевченко в Харькове изготавливались акустические системы 25АС 121 «Романтика» и 50АС-105, почти такие же, если не считать переднюю панель. Эти колонки могут служить и как напольные, и как полочные (что более проблематично). Большущие и тяжёлые, несмотря на это, мощность и чувствительность не на высоте. Часто возникали проблемы на низких частотах, если громкость взять побольше.

Просто так на пол или на подставку ставить не рекомендуется — гудят и бубнят, нужны специальные резинки под колонки, тогда эти неприятные моменты заканчиваются. «Романтику» различают по году изготовления: 1989 года — первые, ещё фанерные, звучали достойно, а вот после 1991 года стали намного хуже. Задняя стенка съёмная, корпус из ДСП 16 миллиметров толщиной, а передняя панель — фанерная, 18 миллиметров. Динамики расположены повдоль центральной оси, впереди вся акустическая система защищена накладкой из пластика, а динамики — металлической сеткой под накладкой.

Общая информация

Акустические системы советские

Для начала приведем следующие факты, касающиеся советской акустики:

  • Она всегда излучает хорошо и мощно.
  • Источник сигнала этой акустической системы и усилитель мощности сделаны настолько качественно, что их замена на другие модели не изменит общего впечатления.

Тем, кто уважает качественный звук, хотелось бы заявить, что советские динамики 35 ГДН – неплохой вариант. Это не китайских ширпотреб точно и устанавливать такие готические образцы в автомобиль очень даже неплохо. Они не только гармонично впишутся в интерьер любого автомобиля, но и дадут такое звучание, о котором и не мечтаешь.

Советские акустические системы

Естественно, что использование больших советских динамиков актуально сзади, как уникальный образец тыловой акустики. Делается сначала короб, освобождается часть багажника под полкой и фазоинвенторы выводятся сюда. Прежде, чем перейдем к непосредственному алгоритму установки этих самых динамиков в автомобиль, хотелось бы ознакомить читателя с полезной информацией.Итак:

  • По своей природе советские динамики данного типа являются мид-басами, которые обязательно потребуют дополнительного монтажа пищалок или высокочастотников.
  • Советский динамик не предназначен для установки в автомобиль, что априори подразумевает обязательное изготовление короба для него.
  • В СССР было особое производство и кроме качества, динамики получали еще и недостатки. В частности речь идет о разбросе Тиль-Смоль параметров и неправильной амплитудно-частотной характеристики. Именно по этой причине, качественно изготовленные динамики звучали либо сносно, либо вообще ужасно.
  • Подвес у таких динамиков резиновый и со временем он, естественно, дубеет. Изменяются по этой причине шикарные параметры динамика и уже на выходе имеем достаточно громкие кричалки, но не более.

Рейтинг советской акустики

  • Преимущество советских динамиков в качестве излучаемого звука, который, если все правильно сделать, будет звучать как настоящий и мощный басовик.
  • К таким советским динамикам можно приложить 35Вт СК3, что обеспечит долговременную мощность. При этом посредственной будет звуковая отдача.
  • Звуковое оформление для советских динамиков должно быть обязательно фазоинверторным.

Модернизация проводки и внутренних материалов

Доработка корпуса позволяет улучшить звучание АС на низких частотах. Для этого понадобится убрать ватно-марлевые прокладки, заменив их на недорогой ватин. Все это делается быстро и не потребует особых усилий. Перед монтажом рекомендуется заменить проводку.

Корпус обшивается ватином. Обтянуть им понадобится и фазоинвестор, но только после установки его трубы на герметик. Переключатели в новой АС не понадобятся. Именно поэтому их можно будет удалить как ненужный элемент. Тоненькие советские проводки колонок во всех соединениях следует заменить на медные.

Как видим, дело это не настолько уже и трудоемкое. Однако, несмотря на свою простоту, доработка изменяет звук техники. Он становится более качественным и прозрачным, радуя слух меломана.

Старые советские динамики можно установить и в салон автомобиля. Цена такой системы будет минимальной, а звук поразит своей мощностью и качеством.

Заключительный этап

Акустика СССР окончательно развилась с выходом модели 75АС-001. Это был венец инженерной мысли советского периода. При разработке данной модели впервые были применены математические методы проектирования. Кроме того, чтобы обеспечить оптимальную работу различных элементов, например, кроссовера и головки, использовались ЭВМ (предшественники современных компьютерных систем).

Самая совершенная акустика СССР, которой являлась модель 75АС-001, имела замечательный по своему качеству громкоговоритель. К тому же любителей хорошего звука поражала ее чувствительность, которая составляла 91 дБ. Для тех времен этот показатель был просто невероятным.

Громкоговоритель (электродинамическая головка) модели, помимо всего прочего, обеспечивал хороший частотный диапазон, который составлял от двадцати пяти до двадцати пяти тысяч Гц. Кроме того, издаваемый звук не имел столь больших искажений, чем грешили предыдущие модели.

Впоследствии модель переименовали. Ее новое название – 150АС-001. Выпускалась она как акустика «Корвет», а также «Кливер».

Всего в советском периоде было разработано около 50 моделей таких систем. Были среди них и те, которые даже и не запомнились пользователям. Однако встречались в массовой продаже и неплохие варианты подобных систем, самые популярные из которых мы рассмотрим ниже

Как выбрать лучшие колонки?

Покупая советские колонки, надо убедиться в том, что время им не навредило. То есть, что они остались качественными, а звук – по-прежнему мощным. Для начала стоит убедиться в том, что не поврежден корпус. Прежде всего стоит посмотреть на качество «коробки». Она должна быть прочной

Дальше уже можно обращать внимание на мелкие детали вроде всевозможных царапин. С этой проблемой будет справиться намного легче

Далее очень важно еще перед покупкой проверить, насколько качественно колонка звучит. Если есть какие-то шумы, или звук попросту слабый, от покупки лучше отказаться

Ведь ремонт такой ретротехники очень сложный, а детали найти трудно.

Желательно также подобрать идеальные колонки, которые подходят как раз под особенности помещения, где будут слушать музыку. Для комнаты средних размеров подойдут 2 простые колонки. Если помещение чуть больше, стоит присмотреться к технике с сабвуфером. Для обустройства домашнего кинотеатра больше подойдет набор из 5 колонок и 1 сабвуфера. Самый дорогой и большой вариант – это те же 5 колонок с 2 сабвуферами. Там звучание наиболее мощное. Подводя итог, можно сказать, что советские колонки отличаются высоким качеством звука

Но для того чтобы действительно наслаждаться звучанием, надо уделить внимание выбору хорошей техники, следуя советам профессионалов

Подробнее об особенностях советских колонок — в следующем видео.

Советские акустические системы: как развивалось производство акустики

Предпосылки для создания и развития советской акустики были еще в довоенное время, но тогда более или менее качественной аппаратуры в стране не было. Сказывался недостаток специалистов, путаница в государственных стандартах и упор на развитие других областей в промышленности. В военное время начались некоторые поползновения в сторону развития радиотехники, и в частности — звуковых систем. Резкий интерес к этому возник из-за новых потребностей — инженеры пытались улучшить системы радиовещания и методы связи в военном деле. Но на рядовых граждан это никак не повлияло.

В 1951 году были приняты новые общегосударственные стандарты в области радиовещания. С этого момента в Советском Союзе плотно занялись разработкой звуковых систем, в том числе для гражданского населения. В качестве идей для новых проектов использовались наработки, созданные во время Великой Отечественной войны. В том числе речь идет о влиянии немецкой промышленности и документации, к которой страна получила доступ в результате победы. Еще большее влияние оказал опыт функционирования существовавшего в Латвии завода «Radiotehnika» (в свое время входил в немецкий концерн «Telefunken»). На тот момент он был пионером в области аудио- и радиотехники и функционировал за счёт военных заказов.

Лучший завод по производству аудио- и радио-техники в Латвии

В 1965 году выпустили радиолу «Симфония» — первую сконструированную ламповым методом. Ламповая акустика была дорогой и недоступной для широких слоев населения. Ламповая звуковая техника того времени не выделялась и сейчас ею особо не удивишь. Транзисторные магнитофоны — это следующий этап развития аудиотехники в СССР. Такие устройства были во многих домах несмотря на то, что стоили они дорого — полугодовую зарплату рядового рабочего.

В 1970-х годах случился прорыв. Специалисты из прибалтийских республик СССР изучали зарубежные акустические системы и дорабатывали их. После этого начали налаживать массовый выпуск колонок. Если посмотреть модельный ряд того времени, то может показаться, что инженеры просто скопировали западные технологии, но на самом деле это не так, и в колонках советского производства было немало доработок. Те, кто имел возможность сравнить похожие модели из СССР и стран Запада утверждали, что колонки советского производства были выполнены более качественно и имели лучшее звучание. Этот период ознаменовался выходом таких систем как S-90, АС 10МАС-1М, и другими.

Стоит отметить, что колонки 35-AC1 (S-90) стали первой акустической системой в СССР, которые соответствовали качеству Hi-Fi. Иными словами, они были на достаточно хорошем уровне для своего времени и соответствовали международным стандартам. Более того, у советской акустики (не всей, но у большинства) было замечательное качество исполнения — корпус делали из настоящей авиационной фанеры, на материалах не экономили. В поздние годы СССР в акустику даже начали интегрировать платы от ЭВМ, которые выполняли функцию проработки звука и его регулирования.

Колонки 35-AC1 (S-90) — первые акустические системы в СССР соответствующие качеству Hi-Fi

Сравнение советских и современных акустических систем

В СССР разработкой и изготовлением бытовой радиоэлектронной аппаратуры (БРЭА) занимались многие предприятия военно-промышленного комплекса, среди которых Рижское ПО «Радиотехника», Ленинградское ВНИИРПА им. А.С.Попова, Львовское НИИБРЭА и другие. Широкому распространению АС предшествовало появление на отечественном рынке прообраза современных музыкальных центров — ламповых стереофонических радиол «Симфония» (1964), изначально комплектовавшихся отдельностоящими звуковыми колонками. Их звучание разительно отличалось от того, что привыкли слышать неизбалованные хорошим звуком граждане Союза. Долгое время эти трехполосные акустические системы закрытого типа были эталоном качественного звучания, да и сейчас они, несмотря на безнадежно устаревшие технические параметры (частотный диапазон – 50-18000 Гц, чувствительность — 92 дБ, мощность — 2х6 Вт), пользуются определенным спросом.

В последние годы существования СССР при проектировании акустических систем начали применять математическое моделирование и ЭВМ. Наряду с возможностью выбора высокоэффективных громкоговорителей нового поколения, это позволило создать АС, обеспечивающую высокую верность воспроизведения. Самыми лучшими из них до сих пор считаются разработки:

  • ВНИИРПА — 75АС-001 (150АС-001);
  • НИИБРЭА — 35АС ДС-017 «Амфитон».

В 90-х годах ХХ столетия советский High-End (как теперь говорят) одновременно со всей страной прекратил свое существование. С тех пор в мире появились новые модификации динамиков, в которых используется инновационная схемотехника, а также более современные технологии и материалы. Все это делает бессмысленным сравнение сохранившихся АС советского периода с современными зарубежными моделями.

Важно! Советские АС высокой верности воспроизведения звука были многополосными, то есть — выводили высокие, средние и низкие частоты через отдельные динамики. Поэтому качество их звучания часто превосходит уровень дешевой акустики китайского производства.

Почти ВСЕ колонки СССР (1963-1993)Почти ВСЕ колонки СССР (1963-1993)

Особенности акустических систем советского периода

Технические параметры советских Hi-Fi АС (в отличие от широкополосных громкоговорителей мощностью порядка 5 Вт, которые в то время повсеместно встраивались в корпуса радиоприемников, радиол, магнитофонов и пр.) позволяли воспроизводить практически весь спектр слышимых звуковых частот и развивали значительно большую мощность.

Несмотря на достаточно приличное даже для сегодняшнего времени качество звучания, советские акустические системы устарели. Их даже подключить к сегодняшним источникам звука далеко не так просто, как кажется. Так, стандартная звуковая карта, встроенная в современные звуковоспроизводящие устройства, не позволит вывести звук на старые советские АС. Пользователю придется купить достаточно мощную и качественную дискретную микросхему или воспользоваться такими советскими УНЧ, как «Бриг», «Амфитон» и пр.

Кроме того, чтобы в полной мере насладиться качественным звуком, старые советские колонки нужно реставрировать — ведь за прошедшие годы они порядком износились. Как правило, потенциальному пользователю придется заменить:

  • старые провода на специальные акустические кабели;
  • истлевшие звукопоглощающие материалы (вата, поролон) на более современные, например, синтепон или стекловолокно;
  • устаревшие или пришедшие в негодность комплектующие на новые и т. д.

Развитие производства акустики

Перед тем как появились первые советские колонки, пользователи могли пользоваться лишь обычными радиовещателями. Эти приборы позволяли слушать музыку. Однако в 1951 г. руководством страны был утвержден единый стандарт, определивший те основные параметры, которыми должна обладать техника для радиовещания. Именно этот год стал стартовым для начала разработок разнообразных моделей акустики. В тот период технологии еще нового производства были просто впечатляющими.

Советские колонки имели такие основные элементы, как громкоговоритель, электродинамическая головка и подмагничивающий элемент.

Даже при весьма скудном оформлении корпуса такие динамики звучали очень качественно. Тот, кто пользуется современной акустикой, не всегда поймет, что слышит звук, воспроизводимый советскими колонками. В чем кроется причина такого волшебства? В техническом прорыве инженерной мысли!

После этого в стране начался выпуск новых моделей приемников, которые в течение длительного времени являлись единственным источником звука в домах и на дискотеках. Интересен тот факт, что подобная аппаратура производилась вручную.

История

Создавать первые советские колонки начали незадолго после окончания войны. До этого существовали только обыкновенные радиовещатели. Но в 1951 году разработчики начали задумываться о том, как сделать полноценную акустическую систему для домашнего использования. В то время люди умели не только генерировать идеи, но и максимально быстро воплощать их в реальность. Поэтому разработкой новых моделей акустики занялись практически сразу.

Старые советские колонки и сейчас приятно удивляют. Ведь с самых первых дней их создания техника делалась на высшем уровне. Колонки дополнял громкоговоритель, подмагничивающий элемент и мощная электродинамическая головка. Уже в то время музыка на такой технике звучала очень достойно.

Начиная с середины прошлого столетия в СССР начали активно выпускать качественные приемники, которые практически до самого развала Союза можно было встретить в каждом советском доме или квартире. Их использовали не только в малогабаритных квартирах и частных домах, но и на дискотеках и концертах.

Что внутри

Стоит вывернуть два десятка закрепляющих корпус шурупов, снять стальную плиту с верха лицевой панели, а потом аккуратно изъять низкочастотный громкоговоритель, откроется достойная интереса естествоиспытателя картина. Прежде всего, это марля и вата, из которой сделан полутораметровый матрас, приклеенный на совесть. Внутренняя поверхность корпуса кажется неизвлекаемой, к тому же матрас прикрывает трубу фазоинвертора, просвет его практически наполовину закрыт. Тем не менее до задней стенки добраться можно. Там, на стальном основании, укреплён кроссовер, а от его контактной колодки ведут провода к переключателям на ослабление уровней СЧ и ВЧ, в принципе, совершенно излишним.

Они располагаются рядом с одноимёнными громкоговорителями. Тем не менее можно убедиться, что, даже несмотря на самые явные огрехи сборки, серия S90 была хороша настолько, что являла собой прорыв в истинный Hi-Fi. Есть мнения, что 6АС 2 «Радиотехника» сделала ничуть не хуже. Это маленькие акустические системы для комплектования электрофонов первой группы («Мелодия-101, 102, 103, 105 Стерео», например). После соответственной доработки эти колонки дают вполне качественный звук. Всего советской промышленностью было выпущено более пятидесяти моделей акустических систем бытового назначения, самых различных. Это если не считать редких, чисто эстрадных комплектов и малосерийных образцов.

Внешний вид

Довольно добротный и простой корпус колонок С-90 представляет собой прямоугольный неразборный ящик из ДСП. Его отделка – высококачественный шпон из дерева ценных пород. На стыках стенок и внутри корпуса конструкторы предусмотрели специальные элементы. Это увеличивает прочность и жесткость самого ящика.

Головки динамиков украшают декоративные рамки. Они штампованы из листа алюминия и выкрашены в черный цвет. Кроме того, динамики имеют защиту в виде металлической сетки.

В нижней части корпуса можно увидеть накладную панель из пластмассы. На ней отображена амплитудно-частотная характеристика АС, название системы и ее фирменный знак. Разъем советских колонок С-90 находится внизу задней стенки корпуса.

Глава 3

Большое значение на равномерность АЧХ оказывает акустическое оформление — корпус акустических систем. Если расставить основные типы корпусов в порядке увеличения неравномерности, начиная с самой маленькой, то получится следующий ряд, не зависящий от того, открытая АС или закрытая:

  1. Шарообразный корпус (пол-шара для открытой АС);
  2. Трапеция неправильной формы;
  3. Цилиндр с отверстием на боковой стенке;
  4. Параллелепипед с отверстием не по центру;
  5. Куб;
  6. Цилиндр с отверстием на верхней стенке — диске.

Отсюда можно сделать вывод, что наиболее технологичный тип корпуса и предпочтительный по форме АЧХ — это трапеция, в которой динамик расположен не на геометрическом центре.

Самым тонким моментом в конструкции АС является передняя дека, на которой крепятся динамики. Отверстие под динамик, и хуже, если их два, ослабляет механическую прочность деки, делая её склонной к резонансам на средних частотах. Не касаясь способов крепления деки, на мой взгляд, она должна быть толстой и набранной из отдельных листов. Но если отверстие под динамик у всех листов делать одинаковым, то получается локальный цилиндр.

Надо идти на компромисс и делать отверстия разных диаметров на разных листах деки (обычно 2, 3) с увеличением диаметра. Меньший диаметр у наружного листа, к которому будут крепиться динамики. Листы лучше не склеивать между собой, а скручивать шурупами, через прослойки плотной ткани

При расположении на деке нескольких динамиков особое внимание надо обращать на укрепление перешейков между ними

В некоторых случаях особо узких перешейков, под ними надо располагать поперечные опоры, привинченные к боковым стенкам, для придания большей жёсткости конструкции. К этим опорам должны быть прикручены перешейки между динамиками.

Панели боковых стенок, бруски для крепления, лучше всего не клеить между собой, а свинчивать. Между стыками надо прокладывать уплотнители из тонкого войлока (сукна) или пористой резины. Шурупы, крепящие две детали, должны быть жестко связаны только с одной из них. Отверстие для шурупа во второй детали должно быть такого диаметра, чтобы вероятность касания шурупом была минимальной.

Под шляпку шурупа желательно подложить шайбу и уплотняющую прокладку из войлока или резины. Под переднюю деку уплотнитель лучше проложить потолще 3…5 мм.

Кому-то нравятся опоры под АС в виде шипов, а меня вполне устраивают деревянные «ферзи» с войлочными прокладками по обеим концам.

Про расположение и направление АС с широкополосными динамиками могу сказать следующее: акустические оси должны быть направлены в сторону слушателя, так как у этого типа динамиков диаграмма направленности в области частот более 5 кГц достаточно узкая.

Этого легко добиться, сделав наклонную переднюю деку и развернув колонки в нужном направлении. Замечено, что стереопанорама во всей своей широте разворачивается НАД акустическими системами, поэтому имеет смысл, чтобы высота напольных домашних АС не превышала уровня глаз слушателя для ощущения комфортности.

Про выбор размеров и демпфирующих материалов было уже сказано много, так что вроде всё.

Модернизация старой техники

Колонки С-90 пользуются большой популярностью у меломанов. Неудивительно, что многие из тех, кого интересует качество звука, стремятся их модернизировать. Это занятие не только увлекательное. Оно позволяет сэкономить внушительные деньги и получить систему с отличным звучанием.

Конечно, наружная сторона этих колонок, возраст которых составляет не менее 30 лет, уже утратила свой прежний шик. Однако для тех, кто решился на модернизацию, главное, чтобы система была целой изнутри.

Для такой работы понадобятся паяльник и плоскогубцы. Не обойтись при модернизации и без набора отверток. Первым делом необходимо снять переднюю панель. Это можно сделать только после того, как будет откручено два десятка различных шурупов

После разборки следует обратить внимание на динамики. Они, скорее всего, потребуют реанимации

Вполне возможно, что понадобится перемотка катушки. После этого акустические колонки на советских динамиках будут звучать просто идеально, без всяких посторонних призвуков. Более прозрачными все тона сделают и шелковые купола, которые можно установить на смену пластиковым.

Следующий этап

Что касается ламповых проигрывателей, то в домах обычных трудящихся они встречались весьма редко. Основная причина – высокая цена техники и малые партии ее выпуска.

На следующем этапе в стране начали производиться транзисторные магнитофоны. Такая техника давала большую выходную мощность звука. Для того чтобы купить такой магнитофон, простому инженеру необходимо было отложить на покупку пять своих месячных окладов. Однако, несмотря на это, новая техника приобрела большую популярность. Работа подобного оборудования не могла обойтись без новейшей акустики. И в 1974 г. в СССР стали выпускаться новые колонки. Первой была модель АС 10МАС-1М. Эта советская акустика получила широкое распространение на долгие годы. В систему был внедрен длинноходовый громкоговоритель, дополнительно оснащенный подвесным латексным диффузором. Однако стоит признать тот факт, что такая техника не отличалась высоким качеством. Особенно много нареканий вызывала сборка колонок.

Радиола «Симфония»

1965 г

стал еще одной важной вехой в области производства приемников. Именно в этом году в СССР была выпущена первая отечественная радиола

Она была сконструирована с помощью лампового метода. Стереофоника, получившая название «Симфония», служила своеобразным музыкальным центром того периода.

Что включал в себя состав радиолы? В ее конструкции находился электрофон. Он позволял проигрывать виниловые пластинки. В составе «Симфонии» был еще и приемник, который излучал звук.

Сегодня эта радиола есть только у некоторых поклонников ретро, да и то ее используют лишь для оформления интерьера. С точки зрения акустики подобная техника, которая являлась эталоном инженерного искусства в прошлые годы, существенно устарела.

Начало

Январь 1951 года ознаменовался первым Государственным общесоюзным стандартом (ГОСТ 5651-51) на радиовещательные радиоприёмники, которым советские акустические системы получили самые общие требования по качеству воспроизведения звука. Естественно, с современными возможностями это качество ни в какое сравнение не шло, однако на то время это было настоящее удовлетворение самых придирчивых слушателей. Первые советские акустические системы получили определённые частотные характеристики (поначалу это касалось только радиоприёмников): кривая верности, то есть характеристика частот всего тракта приёмника по давлению звука, должна обеспечить воспроизведение полосы на уже перечисленных. Приёмник первого класса, например (настольный), — от 60 до 6500 Гц.

Полосы частот, перечисляемые ГОСТом, должны воспроизводиться неравномерно, но не превышать пять раз 14 дБ (все диапазоны), кроме тех частот, которые ниже 250 кГц, там вполне допускается неравномерность до восьми раз — 18 дБ. Электрическая частотная характеристика ГОСТом вообще не нормировалась, так как звучание приёмника в конечном счёте определяется его частными характеристиками звукового давления. Приёмник первого класса до 100 Гц с коэффициентом гармоник в 12 %, на частотах до 400 Гц — 7 %, а свыше 400 — 5 %. Современники вспомнят с ностальгией, а молодое поколение изумится: разбирались ли их отцы и деды хоть в чём-то, что касается звуковых характеристик. Тем не менее советские акустические системы не только существовали, но и пользовались большим спросом. Да и сегодня настоящие знатоки выкладывают за такое «ретро» весьма немаленькие деньги.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий